Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Красноярского УГА в районе а/п Норильск (Алыкель)
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 июня 1970 г.
Время:  13:18
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, Таймырский АО, 9 км севернее а/п Норильск (Алыкель)
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-66926
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Красноярское УГА, Норильский ОАО
 


Описание
    Экипаж 251 летного отряда выполнял десантно-съемочный полет по линии строящегося газопровода Мессояха – Норильск по заявке СМУ-5 треста Заполярьегаз, совмещенный с тренировкой второго пилота с левого сиденья. Полет планировался по маршруту а/п Валек – р-н АДС– Валек – трасса газопровода – Мессояха – Валек. Перед АП командир вертолета доложил о входе в зону АДП а/п Алыкель и попросил разрешения на пролет аэропорта севернее, по линии газопровода. Затем, во время полета на высоте 200 м по стандартному давлению, вертолет начал кабрировать. Скорость горизонтального полета снизилась со 140 км/ч до 60-70 км/ч. На вмешательство экипажа в управление вертолет продолжал увеличивать угол тангажа. Из прогрессирующего кабрирования вертолет был выведен путем уменьшения мощности двигателя (сбросом ручки «шаг-газ»). В этот момент вертолет перешел на снижение по крутой спирали. Экипаж, чтобы избежать прямого столкновения с землей, в непосредственной близости от нее, резко взял ручку «шаг-газ» на увеличение мощности двигателя. Вертолет перешел на хвост и столкнулся с землей хвостовым винтом и концевой балкой под углом 30-40°. Затем, падая на фюзеляж, задевая лопастями несущего винта за грунт и разрушая их, вертолет упал на левый борт и загорелся. При столкновении с землей разрушились фюзеляж, хвостовая и концевая балки, хвостовой и несущий винты. Двигатель и часть приборного оборудования сгорели. Пожар локализован экипажем, пассажирами, подоспевшими работниками насосной станции и охотником-любителем. Один служебный пассажир погиб от удара о блоки связной радиостанции, расположенной около сиденья №1. 3 пассажира получили тяжелые ранения, 1 легкие ранения, командир вертолета невредим, второй пилот легко ранен, бортмеханик тяжело ранен. Катастрофа произошла в 13:18 местного времени в заснеженной тундре на 58 км железнодорожной линии Норильск – Дудинка, в 9 км севернее а/п Алыкель.
    Эксцентриковый болт качалки управления распределительным золотником командного агрегата БУ-10П на месте установке отсутствовал и был обнаружен в редукторном отсеке. Корончатая гайка болта, шайбы и шплинт не обнаружены. В феврале 1970 г. вертолет проходил капитальный ремонт на АРЗ №403.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 5 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-66926
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 13.01.1960
Заводской номер ВС 0589
Наработка ВС (часы) 5178
Наработка ВС (циклы) 8113
Силовая установка 9036028


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Красноярское УГА, Норильский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Валек
Пункт назначения Валек
Начальный пункт маршрута Валек
Конечный пункт маршрута Валек


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы комиссии: Причиной катастрофы явилась потеря продольной управляемости вертолетом по причине выпадения эксцентрикового болта из качалки управления распределительным золотником командного агрегата гидросистемы и отсутствие возможности у экипажа управлять вертолетом и благополучно завершить полет при этой неисправности. Болт выпал по причине отворачивания корончатой гайки, не зашплинтованной 20.02.70 на АРЗ №403.
    Виновник АП: АРЗ №403, выдавший в эксплуатацию после капитального ремонта в феврале 1970 г. вертолет с дефектом гидросистемы – без шплинта на корончатой гайке эксцентрикового болта качалки управления распределительным золотником агрегата БУ-10П продольного управления вертолетом.
    Представители завода №403 категорически не согласились с выводами комиссии, заявляя, что вертолет не мог быть выпущен с данным дефектом, и потребовали проведения исследований по установлению истинной причины выпадения болта в ГосНИИ ГА.
    ГосНИИ ГА впоследствии установил, что выпадение болта БУ-5101Ю произошло в результате разрушения штифтов ТО2-38 из-за постановки их с зазором. Кроме этого, было обнаружено несоответствие между чертежом БУ-10000П (где указана «прессовка» штифта ТО2-38) и допусками на изготовление качалки №10501П, штифта ТО2-38 и болта БУ-5101Ю, в связи с чем не исключается возможность увеличения зазоров в этих соединениях.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.