Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-10 Украинского управления ГВФ в а/п Львов
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 ноября 1959 г.
Время:  19:06
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Львовская область, близ а/п Львов
Тип ВС:  Ан-10
Регистрация ВС:  CCCP-11167
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское территориальное управление ГВФ, 86 ОАО
Рейс:  315
 


Описание
    Экипаж 86 ОАО 16 ноября 1959 г был назначен для выполнения четырех рейсов по маршрутам Киев-Львов, Львов-Москва, Москва-Львов и Львов-Киев. В третьем рейсе взлет в а/п Внуково произведен в 16:48. Эшелон полета был 7 000 м. Полет проходил нормально. После установки связи с АДС Львов экипаж получил разрешение на снижение и условия посадки – курс посадки 135°, бетон, давление 730,1 мм рт.ст., ветер 140° 6 м/с, НГО 120 м, видимость 3 км. Экипаж выполнял заход на посадку без отклонений от установленной схемы. КВС доложил пролет ДПРМ на высоте 200 м. Между ДПРМ и БПРМ на высоте около 110 м после выхода из облаков на визуальный полет при правильной траектории снижения самолет резко перешел на пикирование и столкнулся с землей на заснеженном поле. Столкновение с землей произошло строго в створе ВПП без крена под углом около 25° с недолетом до БПРМ 1 000 м (2 100 м от начала ВПП). После удара самолет перевернулся, взорвался, полностью разрушился и сгорел. Разброс обломков составил 50 м по направлению движения. Катастрофа произошла в 19:06 мск. Фактическая погода на 19:00 – облачность 10 баллов, слоистая, высотой 120 м, гололед, видимость 3 км, ветер 140° 6 м/с, t=-1°С, влажность 97%. Фактические метеоусловия создавали возможность обледенения в облаках. Закрылки были выпущены на максимальный угол.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 8 8
Пассажиры 32 32
На земле   0
Всего погибших 40


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП недостатки в конструкции
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-10
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-11167
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 05.06.1959
Заводской номер ВС 9401402
Наработка ВС (часы) 277
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Н2932115 Н2932121 Н2932116 Н2932113


Сведения о рейсе

Номер рейса 315
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское территориальное управление ГВФ, 86 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Внуково)
Пункт назначения Львов
Начальный пункт маршрута Киев (Жуляны)
Конечный пункт маршрута Киев (Жуляны)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия сделала следующий вывод (впоследствии оказавшийся ошибочным): Возникновение отрицательных перегрузок у внутренних силовых установок в результате непроизвольного снятия с упора воздушных винтов внутренних двигателей и уборки РУД за проходную защелку для уменьшения скорости планирования самолета (в обломках был найден электрощиток управления постановкой и снятием винтов с упора с переведенным переключателем положения «Внутренние винты сняты с упора» и стопорные планки в положении «расстопорено»). Такое положение стопорной планки и неудобное расположение щитка могло привести к случайному переводу командиром экипажа переключателя при работе со щитком самолетно-переговорного устройства после пролета ДПРМ. Включение сигнальных лампочек экипаж мог не заметить. Затем, не зная о снятии винтов с упора, КВС перевел РУД за проходную защелку либо для уменьшения скорости планирования, либо поскольку указатель скорости давал завышенные показания из-за обледенения приемника указателя скорости, либо в результате некоторого превышения скорости при выходе из облачности. Обнаружив резкое торможение и снижение скорости, КВС перевел РУД на повышенный режим и взял штурвал на себя, но ввиду малой высоты эти действия не могли предотвратить резкое снижение.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Через 3 с небольшим месяца в этом же аэропорту произошла катастрофа самолета Ан-10А СССР-11180 при аналогичных обстоятельствах. Последующими исследованиями была выявлена склонность Ан-10 при посадке в условиях обледенения с выпущенными закрылками к т.н. "клевку" - самопроизвольному резкому переходу в пикирование из-за выхода стабилизатора на закритические углы атаки, вызванного уменьшением критического угла стабилизатора при его обледенении. В РЛЭ были внесены изменения, запрещающие выпуск закрылков более чем на 15° в условиях обледенения. Эффективность ПОС стабилизатора была увеличена.
   
    Фото: захоронение экипажа на Байковом кладбище г. Киева.
Источники информации


Фотографии

   
   
  






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.