Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Восточно-Сибирского УГА в районе Яр-Сале
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  03 мая 1970 г.
Время:  11:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ЯНАО, Ямальский р-н, 10 км юго-западнее Яр-Сале
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-31395
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское УГА, Братский ОАО
 


Описание
    Экипаж 245 летного отряда был направлен 16 апреля для обслуживания экспедиции на оперативную точку Ныда (Надымский район ЯНАО). Подготовку экипажа производили зам. к-ра АЭ и к-р звена. 17 апреля экипаж прибыл в Тюмень и занялся пьянкой. 24 апреля экипаж с пассажирами вылетел в Салехард и 25 апреля явился на беседу к к-ру летного отряда. С 25 по 30 апреля выполнялись полеты по обслуживанию экспедиции в районе Ныды. 25 апреля и дважды 29 апреля экипажу командованием Братского ОАО давались указания «на праздник прибыть на базу». Этого указания экипаж не выполнил.
    30 апреля, по окончании работы экипаж распивал спиртные напитки в общежитии а/п Ныда, затем, 1 мая, после демонстрации продолжал распитие спиртных напитков. Вечером 2 мая экипаж ушел в поселок. Бортмеханик вернулся после 24 часов местного времени, КВС – после 1 часа ночи, второй пилот в 5 часов утра в нетрезвом состоянии.
    3 мая в 08:00 местного времени авиатехник пошел готовить вертолет к полетам. Экипаж в это время начал подниматься. В 08:10 был дан план на 12:00 – полет по маршруту Ныда – район Ныды – Ныда.
    После подготовки вертолета экипаж вылетел на заправку. Заправив вертолет полностью (1 500 литров), он перелетел на площадку под загрузку и пошел к «заказчику» готовиться к вылету. Взяв на борт начальника а/п Ныда и рабочего экспедиции, в 11:05 экипаж вылетел в Яр-Сале.
    Прогноз погоды по району а/п Ныда и Яр-Сале с 7 до 12 часов мск предусматривал: облачность 6-9 баллов слоисто-кучевая, разорванно-дождевая 300-500 м, снег, видимость 3-5 км, ветер 240° 6-9 м/с.
    Фактическая погода а/п Ныда за 9 часов: облачность 10/0 средняя, видимость 10 км; Яр-Сале за 9 часов: облачность 10/0 верхняя, средняя, кучево-дождевая 400 м, слабый снег, видимость 16 км. За 10 часов: облачность 10/4 балла средняя, кучево-дождевая 400 м, видимость 12 км.
    После взлета экипаж доложил занятие высоты 300 м и направление на точку на удалении 100 км. Переданный экипажем азимут точки радиооператор не понял и попросил уточнить, но экипаж не ответил. Тогда радиооператор позвонил «заказчику» и выяснил, что вертолет направляется в Яр-Сале, но вылетную в Яр-Сале не передал, а в Салехард передал, что вертолет начал работу по району Ныды. В 11:45 экипаж вышел на связь с Яр-Сале и попросил включить привод. Привод был включен в 11:45. Радиоопертор Яр-Сале затем запросил «как прослушивается мой привод?», но ответа не последовало. Пролет вертолета в непосредственной близости от Яр-Сале видела очевидец (начальник ГМС). По ее заявлению, вертолет летел на высоте 300 м при видимости не менее 6 км.
    В 17:45 были организованы поиски вертолета из Салехарда. Он был обнаружен на следующий день, в 16:20, в 10 км от Яр-Сале с азимутом 230°, полностью разрушенным. Все находившиеся на борту погибли.
    Наиболее вероятно, экипаж по расчетному времени начал снижение до малой высоты. После настройки АРК-5, экипаж определил, что уже пролетел привод Яр-Сале и начал разворот вправо на малой высоте, в условиях снегопада, над белой подстилающей поверхностью, что исключало возможность пилотирования вертолета по истинному горизонту. В процессе разворота вертолет столкнулся с землей с большой поступательной скоростью (155-160 км/ч), полностью разрушился и частично сгорел.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-31395
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 17.06.1958
Заводской номер ВС 1264
Наработка ВС (часы) 5985
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б 94263102


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское УГА, Братский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ныда
Пункт назначения Яр-Сале
Начальный пункт маршрута Ныда
Конечный пункт маршрута Яр-Сале


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилась недисциплинированность экипажа, выразившаяся в нарушении предполетного отдыха, нарушении безопасной высоты полета в условиях тундры, что привело к потере экипажем пространственного положения с последующим столкновением вертолета с землей.
    Другие причины:
    - направление экипажа с низкими моральными качествами для работы в отрыве от базы командованием Братского ОАО;
    - малые навыки полетов по приборам у КВС и второго пилота, КВС в течение двух лет не проходил тренировку в облаках;
    - КВС имел перерыв в летной работе 5 месяцев и был допущен к полетам только с тренировкой под шторками (без тренировки в облаках);
    - тренировку к полетам в осенне-зимнюю навигацию 1969-70 гг КВС не проходил (с октября по март находился в отпуске и в УТО);
    - командование Братского ОАО проводило подготовку экипажа к полетам в весенне-летнюю навигацию 1970 г., а направило его на работу в Заполярье, где в апреле еще зима;
    - руководство движением данного вертолета не осуществлялось.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.