Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-10А Сыктывкарской отдельной авиагруппы ГВФ близ Сыктывкара
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  08 февраля 1963 г.
Время:  17:37
Страна:  СССР
Место происшествия:  Коми АССР, 10 км восточнее а/п Сыктывкар (р-н п. Верх. Максаковка)
Тип ВС:  Ан-10А
Регистрация ВС:  CCCP-11193
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Сыктывкарская отдельная авиагруппа ГВФ, 75 ао
 


Описание
    Экипаж 75 авиаотряда выполнял тренировочный полет, целью которого была инспекторская проверка техники пилотирования у летного состава Сыктывкарского ОАО. Взлет произведен в 14:47 с МК=187°.
    Прогноз погоды с 15:00 до 18:00 – облачность 10 баллов, слоистая, с высотой нижней кромки 200-300 м и средняя, слабый снег, видимость 4-6 км, ветер 230-240° 6-8 м/с, верхняя кромка – 1 500 – 2 000 м, в облаках обледенение. Фактическая погода за 15:00 – облачность 10 баллов слоистая высотой 300 м, видимость 10 км, ветер 210° 6 м/с, давление 758,2 мм рт.ст., t=-4°C.
    Полеты выполнялись по кругу по системе ОСП и СП-50, чередуясь следующим образом: два захода без посадки, один с посадкой, т.е. по три захода на одного проверяемого. Были выполнены 6 заходов на посадку. Двое проверяемых, выполнивших свою программу, были высажены. Последний, 11-ый полет, был с уходом на второй круг. На левом сиденье находился командир корабля. Проверяющий инспектор ГУ ГВФ занимал правое сиденье. После пролета БПРС экипаж доложил об уходе на второй круг. Диспетчер КДП дал указание выполнять разворот вправо с набором 600 м. Экипаж подтвердил занятие 600 м и доложил о начале первого разворота, затем - о начале второго разворота. В 17:37 с борта поступил доклад: «Падаем, падаем, падаем (пауза) двигатели отказали». Затем связь прервалась. Горящий самолет обнаружен в лесу на удалении 10,2 км от КТА а/п Сыктывкар с азимутом 113° (восточнее пос. Верхняя Максаковка). Самолет упал в конце второго разворота или сразу после его выполнения на курсе 15-20°, что близко к курсу полета по схеме. По заявлению других экипажей в облаках наблюдалось обледенение средней интенсивности. Самолет столкнулся с деревьями с наклоном траектории 45-50° с левым креном 80-90°, наклоном продольной оси к горизонту 15-20° и небольшим вращательным движением вокруг поперечной оси на кабрирование. Скорость полета была небольшой.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 7 7
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 7


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-10А
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-11193
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.06.1960
Заводской номер ВС 0402104
Наработка ВС (часы) 2156
Наработка ВС (циклы) 1158
Силовая установка Н2224059 Н2224069 Н 2144137 Н2144144


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Сыктывкарская отдельная авиагруппа ГВФ, 75 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сыктывкар
Пункт назначения Сыктывкар
Начальный пункт маршрута Сыктывкар
Конечный пункт маршрута Сыктывкар


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     По заключению технической комиссии перед столкновением с землей двигатель №4 работал на режиме, близком к взлетному. Двигатели №1,2 и 3 не работали и находились в авторотации. Возможная причина отказа двигателей – обледенение воздухозаборников и попадание льда в компрессоры двигателей вследствие конструктивного несовершенства ПОС самолета.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы является отказ двигателей с возникновением значительной отрицательной тяги, что вызвало аварийную ситуацию в сложных условиях полета в облаках ночью на высоте 600 м.
    Вероятные причины отказа двигателей:
    1) Срезка топлива клапанами гидроостанова КТА-5Ф ввиду повышения давления в магистрали слива из блока кранов ЭУГ-93 в результате закупорки трубопровода.
    2) Попадание льда в компрессоры двигателя из-за:
    а) Недостаточной эффективности обогрева воздухозаборников
    б) Несвоевременного включения сигнализации обледенения и обогрева воздухозаборников экипажем. В то же время, по свидетельству двух летчиков, покинувших борт после шестого полета, обогрев воздухозаборников был включен в течение всего полета и не выключался.
    Сопутствующие причины:
    1) Отсутствие на самолете невыбиваемых авиагоризонтов
    2) Отсутствие на самолете кнопок флюгирования типа КФЛ-37 и неудобное расположение лампочек сигнализации отказа двигателей
    3) Отсутствие тренировки летного состава в полетах на авторотацию в течение последних двух лет из-за введенных ОКБ ограничений времени авторотации до 1 минуты.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.