Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Приволжского УГА в Сабинском районе Татарской АССР
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 июля 1970 г.
Время:  06:10
Страна:  СССР
Место происшествия:  Татарская АССР, Сабинский район, 2 км западнее села Сатышево
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-32106
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Приволжское УГА, Йошкар-Олинский ОАО
 


Описание
    15 июля экипаж 321 летного отряда был выставлен на оперативную точку Богатые Сабы командиром звена и с 16 июля начал производственные полеты по обработке посевов ядохимикатами (метафосом).
    18 июля, после ужина в кафе, около 20 часов КВС и второй пилот на аэродроме ознакомились с картой подлежащих обработке полей совхоза «Марс» и провели инструктаж рабочих-загрузчиков и сигнальщиков. Около 21 часа экипаж лег спать в гостинице.
    19 июля в 03:20 экипаж прибыл на аэродром и после предполетной подготовки в 03:45 приступил к производственным полетам. Командир звена ввиду болезни находился в гостинице. После выполнения трех полетов на поля колхоза им. Калинина, осмотра самолета, дозаправки ГСМ, загрузки химикатами и завтрака, КВС и второй пилот в 05:58 произвели взлет для обработки метафосом горохового поля совхоза «Марс». Полет от аэродрома до обрабатываемого участка производился на высоте 50-60 м. Пройдя створ сигнальщиков, самолет над окраиной села Сатышево развернулся вправо на 90° и прошел над обрабатываемым участком на высоте 10-12 м с противоположной стороны от сигнальщиков с включенной аппаратурой. В конце гона, после выключения аппаратуры, самолет продолжал полет с набором высоты под углом к лесополосе. Пролетев несколько секунд, он резко развернулся влево, упал за лесополосой, разрушился и сгорел. Второй пилот сгорел в самолете, командир получил ушибы и ожоги.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-32106
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.03.1968
Заводской номер ВС 1G93-12
Наработка ВС (часы) 1932
Наработка ВС (циклы) 6655
Силовая установка К 1415425


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Приволжское УГА, Йошкар-Олинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено, что в полете от аэродрома до момента столкновения самолета с деревьями лесополосы КВС спал, а пилотировал второй пилот. После выхода из гона и перевода самолета в набор высоты вверх по гону с вертикальной скоростью около 1 м/с истинная высота полета оставалась постоянной: 12-15 м. Лесополосу высотой 12-15 м, проходящей слева под небольшим углом к линии полета, второй пилот с правого сиденья не наблюдал из-за закрытия капотом двигателя. Пролетев 850 м над повышающимся рельефом местности, самолет приблизился к лесополосе и столкнулся левой полукоробкой крыльев с деревьями высотой 12-15 м. В момент столкновения КВС проснулся и резко взял штурвал на себя. Самолет взмыл, развернулся влево, и, потеряв скорость, упал в 170 м от лесополосы на левую сторону, развернулся на 180°, разрушился и сгорел.
    В организме погибшего второго пилота содержания метафоса не обнаружено, однако, систематическое превышение экипажем дневного налета и неиспользование индивидуальных средств защиты при работе с ядохимикатами могло способствовать снижению или потере их работоспособности в полете.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилась недисциплинированность КВС, допустившего сон во время полета и передачу управления второму пилоту.
    Сопутствующие причины:
    1) нарушение вторым пилотом инструкции по взаимодействию членов экипажа на АХР, выразившееся в выполнении полета над рабочим участком;
    2) в нарушение Руководства по АХР, наземный осмотр участка экипажем не производился;
    3) допускался систематический переналет дневной нормы при работе с высокотоксичными ядохимикатами;
    4) работы с ядохимикатами выполнялись экипажем без использования средств личной защиты;
    5) обработка полей без сигнальщиков и с нестандартными сигналами;
    6) привязные ремни экипажем в полете не использовались;
    7) медицинский контроль на оперативной точке отсутствовал;
    8) полет выполнялся с выключенным барографом;
    9) самоустранение командира звена от руководства экипажем
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.