Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-10 ШВЛП ГВФ на а/д Баратаевка в Ульяновске
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 января 1962 г.
Время:  18:17
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ульяновская область, Близ а/д Ульяновск (Баратаевка)
Тип ВС:  Ан-10
Регистрация ВС:  CCCP-11148
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  ШВЛП ГВФ
 


Описание
    Экипаж 1-го отряда ШВЛП ГВФ и 10 слушателей ШВЛП выполняли тренировочный полет, задание на который предусматривало выполнение полета в районе аэродрома по прямоугольному маршруту по системе СП-50.
    Фактическая погода была – облачность 10 баллов, слоисто-дождевая 400 м, слабый снег, слабая дымка, горизонтальная видимость 2 000 м, ветер 170°, 1 м/с, t=-2°С. Все двигатели самолета были отремонтированы на АРБ-412 в мае и декабре 1961 г.
    Предполетная подготовка проведена в полном объеме. Двигатель №4 был запущен с пятой попытки из-за неисправности АПА-35. После запуска двигатель не выключался и осмотр его не проводился. Выяснить, проводилось ли его предполетное опробование, комиссия установить не смогла.
    В 18:15 экипаж произвел взлет с МК=204°. Левое сиденье занимал КВС-слушатель, правое – КВС-инструктор. Доклада КВС об установке винтов на упоре не было. После уборки шасси и закрылков на высоте 140-150 м в районе БПРС до получения команды о первом развороте самолет вошел в правый разворот со снижением и столкнулся с землей с МК=254° на удалении от линии взлета 1 090 м. На скорости 400-420 км/ч с правым креном 20-25° с небольшим углом тангажа он ударился о землю правой плоскостью, которая начала разрушаться. При дальнейшем движении самолет носовой частью и правой плоскостью ударился о стог сена, в результате чего полностью разрушился – все четыре двигателя оторвались, хвостовая часть отломилась в районе 44 шпангоута и была отброшена вправо в перевернутом положении. Центроплан в перевернутом положении продвинулся вперед от места первого касания на 750 м. В момент разрушения при ударе о стог самолет загорелся. Выжил штурман-слушатель, находившийся в момент катастрофы в хвостовой части (в третьем салоне). Катастрофа произошла в 18:17 (продолжительность полета - 75-80 сек.). Место падения имеет превышение 40 м над уровнем аэродрома.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 14 13
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 13


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-10
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-11148
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.02.1959
Заводской номер ВС 9400801
Наработка ВС (часы) 622
Наработка ВС (циклы) 1435
Силовая установка Н2043135 С2023129 С2023016 Н2943055


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение ШВЛП ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ульяновск (Баратаевка)
Пункт назначения Ульяновск (Баратаевка)
Начальный пункт маршрута Ульяновск (Баратаевка)
Конечный пункт маршрута Ульяновск (Баратаевка)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Вероятная причина катастрофы– отказ двигателя №4 с переходом винта на режим авторотации на высоте 140-150 м. Возникшая отрицательная тяга вызвала энергичное кренение и разворот с потерей высоты и уменьшением скорости. Автоматическое флюгирование воздушного винта не произошло, т.к., по-видимому, режим был установлен меньше 0,7 номинала в соответствии с КУЛП Ан-10. Выключение автофлюгера уменьшением режима работы двигателя на малой высоте поставило экипаж в очень тяжелые условия. Полет мог закончиться благополучно только при исключительно быстрой реакции на отказ двигателя и при более благоприятных условиях полета. В сложившейся обстановке реакция экипажа, по-видимому, была замедленной. Этому способствовали следующие обстоятельства:
    1) Пилотировал слушатель, впервые выполнявший полет на Ан-10 ночью и незнакомый с поведением самолета на режимах авторотации винта.
    2) КВС-инструктор кроме своих обязанностей в данный момент выполнял обязанности второго пилота и активно самолет не пилотировал.
    3) Полет выполнялся ночью, при ограниченной видимости, при отсутствии световых ориентиров. В этих условиях отказ был обнаружен только при уже развивающемся развороте самолета, когда скорость и высота стали уменьшаться. Уменьшение скорости вынудило экипаж отдать штурвал от себя, что еще больше увеличило вертикальную скорость снижения. Дальнейшие активные действия по выводу не достигли цели из-за малого запаса высоты и превышения пролетаемой местности над уровнем аэродрома.
    По заключению технической комиссии отказ двигателя №4 произошел по одной из двух причин:
    1) Конструктивной недоработки гидравлической системы Ан-10, допускающей превышение давления в магистрали аварийного останова двигателей и флюгирования воздушных винтов. Полное прекращение или частичное уменьшение подачи топлива происходило из-за увеличения давления в блоке кранов ЭУГ-93 и воздействия этого давления на клапан аварийного останова КТА-5Ф, который сработал раньше, чем золотник аварийного флюгирования Р-68Д. Увеличение давления вызвало дросселирование или закупорку трубопровода слива в результате замерзания влаги в нижней части колена. Эта влага попала в гидросистему из системы наддува гидробаков. Удаление отстоя и скапливающейся влаги из колена сливной магистрали не предусмотрено.
    2) Разрушения манжеты РУ-081, вызванного некачественным изготовлением воздушного винта №СВОТ 183, приведшего к заклиниванию механического фиксатора шага и выведшего из строя это основное запорное устройство. Кроме того, разрушение манжеты дополнительно загрязнило масло, подаваемое на золотниковые пары регулятора оборотов и ЦФШ.
    Существующая система фильтрации масла не предохраняет от проникновения частиц, способных вызвать их заедание. Отсутствие всережимной защиты СУ от отрицательной тяги ставит экипаж в тяжелые условия полета, создающее аварийную ситуацию, особенно при отказе крайних СУ.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.