Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-76ТД а/к Airline Transport в районе Мванзы
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 марта 2005 г.
Время:  23:05
Страна:  Танзания
Место происшествия:  близ Мванзы
Тип ВС:  Ил-76ТД
Регистрация ВС:  ER-IBR
Авиакомпания:  Airline Transport
Рейс:  982
 


Описание
    Экипаж производил взлет ночью в ПМУ с курсом 300° в сторону акватории озера Виктория (удаление береговой черты от торца ВПП аэродрома 100 м). На борту находился груз рыбного филе весом 50 тонн (по данным грузового манифеста). Фактический взлетный вес, по расчетам комиссии, составлял 178,9-183 тонны при максимально допустимом для данных условий взлета 184 тонны. Пилотирование самолета на взлете осуществлялось согласно штатной методике в соответствии с РЛЭ самолета Ил-76ТД, с выдерживанием расчетных скоростей для фактической взлетной массы. Самолет отделился от ВПП на удалении приблизительно 300-350 м от выходного торца полосы на скорости 263 км/ч, при угле тангажа 10° и угле атаки 10,8° после разбега длиной 2 700 м. После отрыва КВС начал плавное отклонение колонки штурвала "от себя". Самолет набирал высоту со средней вертикальной скоростью 3 м/с, скорость полета увеличилась до 293 км/ч, углы тангажа и атаки уменьшились до 9°. Движение самолета происходило без отклонений от курса взлета, без существенных кренов и скольжения. На высоте около 5 м последовала команда КВС на уборку шасси, выполнение которой подтвердил бортинженер. После набора высоты 29-30 м (при продолжающейся уборке шасси) в течение 4,5 сек самолет следовал без набора высоты, скорость увеличилась до 303 км/час. Угол тангажа уменьшился с 8,2° до 6,3°. После этого началось снижение самолета, тангаж продолжал медленно уменьшаться. Через 2 секунды после начала снижения, на высоте 23м, КВС дал команду "закрылки пять градусов убрать". К этому моменту самолет снижался с вертикальной скоростью 3,5 м/с. Отдача штурвала "от себя" была прекращена. Приборная скорость увеличилась до 310 км/ч и продолжала расти. На высоте около 20 м экипаж начал отклонение штурвала "на себя". Сразу же после команды КВС об уборке закрылков, на высоте 13м, при вертикальной скорости снижения 7м/с, на магнитофоне зафиксированы фразы второго пилота "стоп", "чего-то падает". К этому моменту угол тангажа составлял 3°, угол атаки 6,5°. Приборная скорость увеличилась до 317 км/ч. С последней фразой, за секунду до столкновения с водой, штурвал был резко отклонен "на себя". При этом реализовалась вертикальная перегрузка 1,16 ед. Рост вертикальной скорости снижения был приостановлен, однако снижение самолета продолжалось. Столкновение самолета с поверхностью воды произошло во взлетной конфигурации на удалении 1,3…1,4 км от берега на приборной скорости 317 км/ч, при угле тангажа 4,5° и угле атаки 8,5°. С момента отрыва от ВПП до момента столкновения с водой самолет пролетел 1 530 м. Время полета составило 19 сек.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 8 8
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 8


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-76ТД
Регистрационный номер (id) ВС ER-IBR
Государство регистрации ВС Молдавия
Дата выпуска ВС 29.07.1984
Заводской номер ВС 0043454623
Наработка ВС (часы) 2615
Наработка ВС (циклы) 1548
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса 982
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Airline Transport
Государство регистрации авиакомпании Молдавия
Пункт вылета Мванза
Пункт назначения Хартум
Начальный пункт маршрута Мванза
Конечный пункт маршрута Осиек


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Комиссия установила, что тяга двигателей снизилась, когда самолет пересек береговую черту и оказался над водной поверхностью, т.к. температура воздуха над ней была выше надземной на 8º. В сочетании с нисходящим воздушным потоком со скоростью 3,5 м/с, попутным ветром и недостатком прироста скорости это привело к просадке и сваливанию с высоты 29 м.
    Сопутствующие факторы:
    а) экипаж должным образом не контролировал высоту полета по приборам;
    б) экипаж имел только пять часов времени на сон днем в шумной гостинице, в связи с чем, вероятно, был уставшим.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.