Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 филиала НИИ Тепловых процессов МОМ СССР в Свердловской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 июня 1970 г.
Время:  18:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Свердловская область, Тавдинский р-н, оз. Бол. Индра
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-93925
Авиакомпания:  МОМ СССР, филиал НИИ Тепловых процессов, г. Ниж. Салда
 


Описание
    В день происшествия экипаж (пилот-инструктор Артеминцев и ст. пилот Романов, здесь и далее все фамилии изменены) в 06:53 вылетел из Верхней Салды на площадку озера Бол. Индра. (Романов находился в отпуске, но дал согласие на участие в полете). На борту находилось 11 служебных пассажиров. Полет был организован с разрешения руководства предприятия в выходной день для вывоза на отдых и рыбалку командированных из Москвы специалистов ЦКБЭМ. Вместо Романова правое сиденье занимал пассажир Царев, начальник отдела ЦКБЭМ (который якобы когда-то летал). После посадки в Индре (аэродром расположен на юго-западном берегу озера) Романов остался на земле, а Артеминцев и пассажир Царев выполнили 4 полета в Тавду (48 км от посадочной площадки Индра) с целью перевезти рыбу из Индры на рыбозавод.
    Затем было запланирован перелет из Индры в Верхнюю Салду. На борту находилось 13 взрослых пассажиров и 1 ребенок, а также 150 кг рыбы в виде ручной клади. На правом пилотском сиденье опять находился Царев. Одним из последних в самолет зашел Романов, находившийся в состоянии сильного алкогольного опьянения. Он прошел в пилотскую кабину, где между ним и Артеминцевым произошла ссора. Затем Романов два раза ударил Артеминцева рукой по лицу. Артеминцев выключил двигатель и сказал Романову, чтобы тот шел на место, в противном случае Артеминцев не полетит. Романов ушел в пассажирскую кабину.
    Артеминцев включил двигатель и в 16:00 мск начал взлет с МК=280°. Погода при взлете: облачность средняя, видимость 10 км, ветер 260° 4 м/с. Центровка самолета составляла 36% САХ, фактический полетный вес – 5 420 кг, при максимальном полетном весе 5 250 кг. В процессе взлета, пробежав 200 м, самолет отделился от земли и перешел в набор высоты с последующим резким увеличением угла набора. С высоты около 15 м в результате выхода на срывной режим и потери управляемости самолет свалился на левое крыло с резким переходом на пикирование. Перед срывом самолета режим двигателя был резко снижен до малого газа. После удара о землю в зарослях кустарника самолет загорелся. 5 взрослых пассажиров и пилот Романов успели выскочить из самолета, открыв входную дверь. Артеминцев, Царев и остальные пассажиры погибли. Самолет полностью сгорел.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 14 9
На земле   0
Всего погибших 10


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-93925
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС ноябрь 1955
Заводской номер ВС 15747314
Наработка ВС (часы) 8953
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 122147


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания МОМ СССР, филиал НИИ Тепловых процессов, г. Ниж. Салда
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Верхняя Салда
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Верхняя Салда


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Установлено, что командир самолета Артеминцев находился в состоянии алкогольного опьянения 1-й степени, а пассажир Царев – в легкой степени алкогольного опьянения.
    Падению самолета способствовало отсутствие крепления мест багажа пассажиров и неиспользование пассажирами привязных ремней при взлете, что привело к смещению загрузки назад и дальнейшему увеличению центровки самолета при резком переходе в набор высоты.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной летного происшествия явился взлет с перегрузкой и задней центровкой, превышающей предельно допустимую.
    Другие причины:
    - состояние алкогольного опьянения командира самолета Артеминцева;
    - нахождение пассажира Царева в состоянии легкого алкогольного опьянения на правом пилотском сиденье вместо второго пилота;
    - невыполнение ст. пилотом Романовым должностных обязанностей второго пилота;
    - отсутствие крепления багажа и неиспользование привязных ремней пассажирами при взлете самолета;
    - наличие серьезных недостатков в организации летной работы авиазвена.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.