Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Восточно-Сибирского УГА в Лунинском районе Пензенской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 декабря 1969 г.
Время:  10:35
Страна:  СССР
Место происшествия:  Пензенская область, Лунинский район, дер. Сандерки
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-35083
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское УГА, Нижнеудинский ОАО
 


Описание
    24 ноября два экипажа 199 летного отряда были направлены в а/п Львов для получения и перегонки самолетов Ан-2 на базу в Нижнеудинск. 29 ноября экипаж в составе КВС Васильева (зам к-ра аэ), второго пилота Соколова с авиамехаником Арданковым (здесь и далее все фамилии изменены) на Ан-2 №35083, а экипаж в составе КВС Полякова (к-ра звена), второго пилота Савельева с авиатехником на Ан-2 №35082, вылетели из Львова в Сумы. 30 ноября экипажи долетели до а/п Курск, где из-за плохих метеоусловий остались до 8 декабря. В этот день они вылетели и долетели до Пензы.
    9 декабря, после 18-ти часового отдыха в гостинице, оба экипажа провели предполетную подготовку и получили диспетчерское разрешение на вылет до Казани. В 10:12 Ан-2 №35082 произвел взлет и взял курс на поворотный пункт трассы Лунино с набором высоты 550 м по приведенному давлению 777 мм рт.ст. В 10:15 произвел взлет Ан-2 №35083.
    Прогноз погоды по маршруту Пенза – Казань с 10 до 14 часов предусматривал: ясно, дымка, видимость 4-6 км. Фактическая погода, переданная с борта, была: ясно, видимость 20 км.
    В 10:32 КВС Ан-2 №35082 доложил пролет Лунино. В 10:34 доложил пролет Лунино и экипаж Ан-2 №35083. После прохода Лунино Ан-2 №35082 взял курс на поворотный пункт Лаишево (МПУ=37°) и установил связь с «Пензой-Контроль». В дальнейшем была установлена связь и с бортом №35083.
    Спустя 1,5-2 минуты после пролета Лунино экипаж Ан-2 №35082 почувствовал колебания самолета, на что второй пилот Савельев (находившийся на левом сиденье) своевременно среагировал и тут же увидел выходящие из под самолета под углом вправо в непосредственной близости винт, капоты и плоскости другого Ан-2, который набирал высоту. Второй пилот энергично взял штурвал на себя с отворотом влево и тут же почувствовал удары, началась тряска самолета. Экипаж уменьшил мощность двигателя, перевел самолет на планирование с одновременным докладом службе движения о вынужденной посадке, подобрал площадку и благополучно приземлился. На земле экипаж увидел Ан-2 №35083 разрушенным. Все находившиеся на борту погибли. Самолет с большим углом ударился о землю мотором и перевернулся. Катастрофа произошла в 10:35, около дер. Сандерки Лунинского р-на Пензенской области (58 км с азимутом 12° от а/п Пенза).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-35083
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 12.11.1969
Заводской номер ВС 1G111-09
Наработка ВС (часы) 10
Наработка ВС (циклы) 4
Силовая установка К 15099134


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское УГА, Нижнеудинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Пенза (Терновка)
Пункт назначения Казань
Начальный пункт маршрута Пенза (Терновка)
Конечный пункт маршрута Казань


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     На Ан-2 №35082 обнаружена желтая краска от киля на нижних поверхностях подкосов левой половины шасси, следы краски голубого и желтого цветов на левой стороне капота двигателя, что соответствует цветам краски хвостового оперения Ан-2 №35083. Все 4 лопасти воздушного винта имеют глубокие вырывы со следами желтой и голубой краски.
    На Ан-2 №35083 обнаружено, что киль, часть руля поворота и правая сторона стабилизатора разрушены винтом Ан-2 №35082 и разбросаны на значительном удалении от места падения самолета.
    Очевидцы, работавшие в поле, показали, что самолеты шли друг за другом в непосредственной близости с дальнейшим приближением и подходом Ан-2 №35083 под Ан-2 №35082.
    Установлено, что пролет Лунино самолетом Ан-2 №35083 передан неправильно, с завышением времени. Фактически пролет был раньше, что также говорит о догоне. В процессе расследования установлено, что при следовании до Пензы зам. к-ра аэ Васильев также допускал случаи обгона самолета командира звена Полякова. Так, за 25 минут до подлета к Пензе, Васильев в непосредственной близости обошел Ан-2 №35082. В а/п Пенза к-р звена Поляков предупредил зам. к-ра аэ о неправильных действиях и попросил разрешения лететь вторым, на что Васильев не отреагировал и опять послал его первым.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явились хулиганские действия в воздухе со стороны зам. к-ра аэ Васильева, выразившиеся в обгоне самолета Ан-2 №35082 в непосредственной близости, что привело к их столкновению и разрушению самолета Ан-2 №35083.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.