Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-10А Украинского управления ГВФ близ а/п Адлер
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  28 июля 1962 г.
Время:  15:41
Страна:  СССР
Место происшествия:  Грузинская ССР, Абхазская АССР, близ пос. Орехово (21 км юго-восточнее а/п Адлер)
Тип ВС:  Ан-10А
Регистрация ВС:  CCCP-11186
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское территориальное управление ГВФ, 88 АТО
Рейс:  415
 


Описание
    Экипаж 88 авиаотряда произвел взлет в а/п Симферополь в 14:37. На борту находились 74 пассажира (70 взрослых и 4 ребенка).
    Прогноз погоды по пункту посадки, аэропорту Адлер, с 12-00 до 18-00, был следующим: облачность 4-7 баллов с уменьшением до 2-5 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая, высотой 600 - 1 000 м, 5-10 баллов средняя, видимость 4-10 км, ветер 300° 3-6 м/с.
    Эшелон полета был задан 6 000 м. В 15:06 экипаж вошел в расширенный район а/п Адлер и получил разрешение на снижение до 1 200 м. Фактическая погода между 15:25 и 15:55 была – облачность 5-6 баллов, кучевая, слоисто-кучевая высотой 600 м, средняя видимость 20 км, ветер 250-260° 3-4 м/с, горы закрыты облаками. В 15:29 экипаж перешел на связь с КДП. Диспетчер КДП передал условия подхода и посадки (высота 1 200 м курсом на привод, посадка курсом 240°, ветер 270° 3-4 м/с, давление 756 мм рт.ст.). Данные о погоде он передал не полностью – экипаж не был предупрежден, что горы закрыты облачностью 5-6 баллов, высота которой в районе третьего и четвертого разворотов – 600 м. После доклада о пролете ДПРМ на высоте 1 200 м диспетчер разрешил снижение до 500 м по давлению аэродрома. Экипаж подтвердил и в 15:37 доложил о занятии 500 м и развороте на курс 240°. Диспетчер, получив сообщение о развороте на этот курс, передал командиру экипажа выйти к третьему развороту на высоте 500 м с последующей передачей экипажу взять МК=60° с левым разворотом. В 15:39 экипаж доложил выход на курс 60° на высоте 500 м. Затем руководство полетом принял РП. Проконтролировав движение самолета по радиолокатору, он дважды передал на борт удаление и азимут (22 км, 50° и 21 км и 120°). Однако, несмотря на то, что определенное по радиолокатору местонахождение самолета указывало, что он находится в непосредственной близости к берегу и следует курсом на горы, он дал поправку в курс влево всего на 20°. Для предотвращения столкновения с горами следовало сразу же дать поправку влево 60-70°. Следуя с МК=50°, самолет после пересечения береговой черты оказался в облаках и на высоте 500 м в 4 км от береговой черты столкнулся с горой, имеющей превышение над уровнем моря 700 м. Катастрофа произошла в 15:41 на территории Абхазской АССР близ пос. Орехово в 21 км юго-восточнее аэропорта Адлер. Самолет ударился о гору, покрытую густым лесом, полностью разрушился и сгорел. Разброс обломков вверх по склону составил 300х150 м.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 7 7
Пассажиры 74 74
На земле   0
Всего погибших 81


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-10А
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-11186
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 08.03.1960
Заводской номер ВС 0402003
Наработка ВС (часы) 1358
Наработка ВС (циклы) 1059
Силовая установка Н 2214182 Н 2214144 Н 2214131 Н 2214185


Сведения о рейсе

Номер рейса 415
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское территориальное управление ГВФ, 88 АТО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Симферополь
Пункт назначения Сочи (Адлер)
Начальный пункт маршрута Львов
Конечный пункт маршрута Сочи (Адлер)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственная причина катастрофы – столкновение самолета с горой в результате его отклонения от установленной схемы захода на посадку в а/п Адлер с МК=240°.
    Главные причины катастрофы:
    1) Неудовлетворительная организация руководства полетом самолета и грубые нарушения Инструкции по производству полетов на а/д Адлер и указаний к сборнику №6 ГУ ГВФ по снижению и выводу самолетов на посадку на а/д Адлер со стороны гор с курсом 240°
    2) Недостаточная подготовленность экипажа для полета в а/п Адлер, в результате чего им были допущены ошибки, выразившиеся в безотчетном и слепом выполнении команд диспетчера и РП, в результате чего самолет отклонился от схемы, вошел в облачность и следовал в сторону гор до столкновения.
    Сопутствующие причины:
    1) Неудовлетворительное метеообеспечение со стороны АМСГ – плохая организация наблюдения за закрытием гор облачностью в районе захода самолетов на посадку и непринятие мер к сообщению о закрытии гор на борт самолета. В результате фактическая погода, переданная АМСГ в службу движения, носила общий характер и не отвечала требованиям по обеспечению безопасности полетов.
    2) Изменение схемы захода на посадку с МК=240°, проведенное зам. нач. аэропорта по движению без утверждения ГУ ГВФ и без оповещения летных подразделений.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.