Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Украинского УГА в районе Мукачево
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  25 ноября 1969 г.
Время:  10:59
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Закарпатская область, 6,4 км севернее Мукачево
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-44995
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Львовский ОАО, Ужгородская ОАЭ
Рейс:  3841
 


Описание
    Экипаж 268 летного отряда Львовского ОАО выполнял рейс №3841 Ужгород – Мукачево (без посадки) – Иршава – Хуст – Буштына. Прогноз погоды по маршруту с 10:30 до 15:00 предусматривал: полет в ложбине с холодным фронтом, облачность 7-10 баллов, куч.-дожд., сл.-куч. 400-600 м и 2-5 баллов разорв.-дожд. 200-300 м, дождь, видимость 5-7 км, горы закрыты, нулевая изотерма 1700 м, ветер 200° 45-55 км/ч, в а/п Хуст ветер 180° 3-6 м/с. Фактическая погода в а/п Ужгород и Мукачево соответствовала минимуму.
    Взлет в а/п Ужгород произведен в 10:40. На борту находилось 3 пассажира. Левым разворотом самолет вышел на линию пути. При пролете поворотного пункта трассы Середне экипаж установил связь с руководителем полетов а/п Мукачево и получил от него разрешение на пролет. Последняя связь между экипажем и диспетчером АДП а/п Ужгород состоялась в 10:49. В пункт назначения самолет не прибыл и вскоре был обнаружен разрушенным на склоне горы в 6,4 км севернее г. Мукачево. Все находившиеся на борту погибли.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-44995
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.12.1962
Заводской номер ВС 1G27-18
Наработка ВС (часы) 5200
Наработка ВС (циклы) 37878
Силовая установка К 1505886


Сведения о рейсе

Номер рейса 3841
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Львовский ОАО, Ужгородская ОАЭ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ужгород
Пункт назначения Иршава
Начальный пункт маршрута Ужгород
Конечный пункт маршрута Буштына


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено: полет на участке трассы Ужгород – Середне выполнялся при погоде не хуже личного минимума КВС. После пролета Середне экипаж встретил ухудшение метеоусловий. Вместо принятия разумного решения на возврат, КВС упорно продолжал дальнейший полет со снижением во избежание вхождения самолета в облака, которые по трассе в направлении Мукачево понижались, и, по показаниям очевидцев, в районе катастрофы, уплотняясь к горам, закрывали возвышенности, находящиеся на трассе, от подножья до вершин. Оказавшись в зоне осадков, ухудшавших видимость, детальную визуальную ориентировку экипаж не вёл (полетная карта находилась в портфеле) и под воздействием сильного бокового ветра уклонился влево, вышел на северную границу трассы, неожиданно вошел в облачность. Через 1-1,5 минуты (в 09:59) на высоте 420 м самолет столкнулся с горой с отметкой 566 м, полностью разрушился и сгорел.
    Экипаж был временно откомандирован из а/п Львов в а/п Ужгород для выполнения рейсовых полетов. С 6 ноября по 23 ноября им было выполнено 78 полетов по данной трассе (все в простых метеоусловиях). Установлено, что этот полет в сложных метеоусловиях был первым в летной практике командира самолета, допущенного к самостоятельным полетам только в феврале 1969 г. Тренировку в облаках он проходил только в апреле 1969 г, а к осенне-зимней навигации оттренирован под шторками. Формирование данного экипажа проведено с нарушениями приказа МГА – ни КВС, ни второй пилот не имели самостоятельного налета 500 часов.
    Командование Ужгородской ОАЭ ошибочно считало ширину трассы Ужгород – Мукачево равной 5 км, в результате чего гора с отметкой 543 м оказалась в пределах трассы, а гора с отметкой 566 м - в непосредственной близости (в 700 м) от северной границы трассы, вследствие чего безопасная высота полета по трассе рассчитывалась на 33 м ниже наивысшей точки рельефа, а истинная высота для расчета безопасной высоты принималась равной 100 м, а не положенные 300 м. Дежурный синоптик АМСГ а/п Ужгород, в нарушение НМО ГА-66, дал в прогнозе погоды высоту облачности не относительно наивысшей точки рельефа трассы, а относительно равнинной части рельефа трассы и без детализации прогноза по участкам. Выдача АМСГ прогнозов погоды с нарушением требований НМО ГА-66 происходила систематически.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилось нарушение экипажем правил визуальных полетов, невыдерживание безопасной высоты полета и уклонение от оси трассы в сторону гор.
    Способствующие причины:
    1) Неоправдавшийся прогноз погоды по высоте нижней кромки облачности и видимости в районе катастрофы по трассе;
    2) Допуск к полетам в осенне-зимний период по трассе в горной местности командира экипажа, только недавно допущенного к самостоятельным полетам.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.