Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Красноярского УГА в районе Хову-Аксы
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 августа 1969 г.
Время:  09:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тувинская АССР, 13 км южнее Хову-Аксы
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-41971
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Красноярское УГА, Тувинский ОАО
Рейс:  545
 


Описание
    Экипаж 132 летного отряда выполнял рейс №545/546 по маршруту Кызыл – Хову-Аксы – Кызыл. В состав экипажа для проверки командира по самолетовождению был включен старший штурман Тувинского ОАО.
    Прогноз погоды по маршруту Кызыл – Хову-Аксы с 04:30 до 10:30 предусматривал: ложбина, облачность 5-8 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 500-700 м от высшей точки рельефа, средняя, дождь, видимость более 10 км, во второй половине срока 4-6 км, нулевая изотерма 2 300 м, в облаках и осадках обледенение, горы частично закрыты осадками.
    По пункту посадки Хову-Аксы с 04:30 до 10:30 – облачность 5-8 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая 1000-1500 м, средняя, видимость более 10 км, ветер 300° 5-8 м/с, горы частично закрыты облаками и осадками.
    Взлет в а/п Кызыл произведен в 09:12 местного времени. На борту находилось 10 взрослых пассажиров и 1 ребенок. После взлета самолет лёг на расчетный курс и набрал безопасную высоту 1 940 м по давлению 760 мм рт.ст.
    В 09:23 экипаж, получив прямой истинный пеленг 216° (указывающий на нахождение на линии пути), закончил связь с а/п Кызыл и перешел на связь с МДП. В 09:40 экипаж вышел на связь с радистом площадки Хову-Аксы и получил направление и скорость ветра у земли. В ответ экипаж потребовал полную информацию о погоде. Радист передал: облачность 10 баллов высотой 1 700 м, видимость 30 км, тихо, горы на юге закрыты облачностью. В дальнейшем связь с бортом прекратилась. Не имея связи с самолетом, радист решил, что экипаж не прошел перевал с максимальной отметкой 1 651 м и вернулся в Кызыл, о чем и сообщил в а/п Кызыл. По получении этого сообщения, в 09:50, было организованы поиски самолета, который был обнаружен 27 августа в 12:47 на удалении 13 км от Хову-Аксы с азимутом 183° на склоне горы высотой 2 591 м на высоте 1 940 м в хвойном редколесье (кепраче) в разрушенном состоянии. Все находившиеся на борту погибли. Самолет столкнулся с горой на скорости 190-200 км/ч, в горизонтальном полете без крена. Фюзеляж полностью разрушился по 15-й шпангоут и находился в 15 м от места первого удара, выше по склону горы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 11 11
На земле   0
Всего погибших 14


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-41971
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 18.03.1953
Заводской номер ВС 13347311
Наработка ВС (часы) 14362
Наработка ВС (циклы) 16547
Силовая установка К 1425694


Сведения о рейсе

Номер рейса 545
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Красноярское УГА, Тувинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Кызыл
Пункт назначения Хову-Аксы
Начальный пункт маршрута Кызыл
Конечный пункт маршрута Хову-Аксы


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено: после взлета и набора высоты самолет производил полет по линии пути до удаления 50 км от Кызыла. Информация об условиях полета от экипажа не поступала. Поскольку самолет имел устойчивую связь с площадкой Хову-Аксы, то он находился над долиной и следовал в направлении горы 2 591 м до столкновения с ее склоном в 09:45. Площадка Хову-Аксы, кроме КВ и УКВ радиостанции, другого навигационного и приборного оборудования не имеет. Радиолокационный контроль за движением самолета из а/п Кызыл при полете на данной высоте и удалении невозможен.
    КВС Ан-2 №3162 в 09:00 передал, что высота облачности в районе Хову-Аксы 700-800 м и горы закрыты облачностью.
    Вышеизложенные факты, а также, что:
    а) экипаж имел устойчивую связь по УКВ с площадкой Хову-Аксы (был над долиной реки Элегест);
    б) потребовал полную погоду пункта посадки;
    в) положение самолета в момент удара, где местность позволяла с расстояния 100 м от склона сделать отворот вправо или влево на 15-20° от направления полета и избежать лобового удара о выступ хребта и уйти в ущелье – позволяет сделать вывод, что самолет в последние минуты полета находился в облачности.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилось столкновение самолета с горой из-за нарушения экипажем минимальной погоды по трассе и вхождения в облачность при полете в горах.
    Способствующие причины:
    1) Несовершенство способа определения высоты облачности на посадочной площадке Хову-Аксы. Данная на борт высота облачности 1 700 м дезориентировала экипаж и способствовала продолжению полета в облаках в надежде выйти на визуальный полет;
    2) Неоправдавшийся прогноз погоды в конце маршрута по высоте облачности;
    3) Недостаточный анализ метеообстановки со стороны командного состава ОАО и службы движения. Наличие в прогнозе погоды по маршруту и пункту посадки данных, что горы частично закрыты облаками и осадками, должно было ориентировать экипаж и службу движения на более тщательный анализ погоды в процессе полета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.