Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-2 Полярной Авиации Главсевморпути в районе Северного полюса
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  08 мая 1954 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Северный Ледовитый океан, район Северного полюса
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-Н140
Авиакомпания:  Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
 


Описание
    Экипаж Московской авиагруппы особого назначения выполнял полеты в составе высокоширотной экспедиции. Для производства научных наблюдений пилот должен был производить посадку на дрейфующей льдине в районе Северного полюса.
    На самолете Н-140 в порядке опытной эксплуатации в Арктике был установлен специальный реверсивный винт, позволяющий при переводе его лопастей в положение реверса получить обратную тягу, т.е. тормозить самолет и этим сокращать длину пробега, что обеспечивало возможность производить посадки на площадках, имеющих очень малые размеры и непригодные для самолётов с обычными винтами.
    Ввиду малых размеров площадки на льдине пилот на планировании приказал бортмеханику произвести предварительное включение электроцепи системы реверса, рассчитывая в дальнейшем использовать его на пробеге, что должно было осуществляться нажатием специальной кнопки на секторе газа.
    На высоте порядка 15 м, когда пилот прибавил обороты мотора для уточнения расчёта на посадку, самолет внезапно резко опустил нос, ударился о лёд и загорелся.
    Пожар развивался настолько быстро, что экипаж едва успел покинуть самолет, оставив в огне почти всё оборудование, продукты питания и снаряжение.
    Из-за усложнившейся метеообстановки экипаж только через 19 часов был обнаружен с воздуха командиром отряда, который сбросил на лёд спальные мешки и продукты питания. Ещё через 6 часов другой экипаж произвёл посадку на льдину и вывез экипаж на базу.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Н140
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 13047306
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной аварии явился преждевременный переход винта в реверс, что вызвало появление обратной тяги в воздухе и, как следствие, быструю потерю скорости самолета.
    Из-за полного уничтожения деталей самолета и мотора пожаром точно установить причину преждевременного перехода винта в реверс не представилось возможным.
    Наиболее вероятными причинами преждевременного включения винта на реверс является случайное нажатие на кнопку воздушного клапана рукой или рукавом пилота, ввиду неудачного расположения этой кнопки на секторе газа, которая находится рядом с кнопкой управления щитками, или короткое замыкание в кнопке управления реверса в результате излома пружины и заедания в своём гнезде.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации Форум Полярной Почты, А. Милованов






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.