Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Таджикского УГА в Горно-Бадахшанской АО
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  28 марта 1969 г.
Время:  12:35
Страна:  СССР
Место происшествия:  Таджикская ССР, Горно-Бадахшанская АО, 9 км юго-юго-западнее н.п. Сагирдашт
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-98316
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Таджикское УГА, Душанбинский ОАО
Рейс:  Ш-84
 


Описание
    Экипаж 178 летного отряда выполнял рейсы Ш-83/84 Душанбе – Комсомолабад – Тавиль-Дара – Калай-Хумб и обратно. В состав экипажа входил проверяющий, и.о. к-ра 178 ло.
    Прогноз погоды на участке Душанбе – Тавиль-Дара – Калай-Хумб соответствовал установленному минимуму (с 06:00 по 09:30 мск – облачность 2-5 балла, слоисто-кучевая 400-600 м, на участке Душанбе – Тавиль-Дара 300-500 м от наивысшей точки рельефа (2 245 м), 5-10 баллов средняя, 1500-2000 м, видимость более 10 км, горы открыты, ветер западный 30-40 км/ч, болтанка). Руководитель полетов выпустил экипаж, как наиболее опытный, с разведкой погоды (что с пассажирами на борту запрещается).
    Взлет в а/п Душанбе произведен в 09:49 местного времени. Во время полета экипаж неоднократно передавал фактическую погоду по маршруту, соответствующую прогнозу. На основании этих сообщений до Комсомолабада были выпущены другие самолеты 178 летного отряда.
    После 15-ти минутной стоянки в Комсомолабаде экипаж вылетел в Тавиль-Дару. Через несколько минут полета диспетчер РДС получил от экипажа условия полета и сообщил, что перевал Хабурабад открыт, погода соответствует летному минимуму.
    В Тавиль-Даре экипаж взял четырех пассажиров и в 11:25 вылетел в Калай-Хумб. Над а/п Сагирдашт экипаж доложил: «полет визуально 3 400 м, перевал открыт, дальше погода идет на ухудшение – с юга надвигается облачность со снижением. Перевал открыт, сию в наборе до 3 700 м, видимость более 10 км». На самом деле, по позднее полученным данным, погода была хуже минимума. По барограмме наибольшая высота полета зафиксирована 3 370 м вместо минимальной высоты 3 700 м. Метеостанция перевала Хабурабад при высоте 10-ти бальной слоисто-кучевой облачности 300 м штормового предупреждения не передавала. Лишь в 12:45, когда наблюдался туман и снег при видимости 100 м было передано штормовое предупреждение, поступившее в Душанбе только в 13:25. Дезинформация проверяющим о фактической погоде на трассе и несвоевременное получение штормового предупреждения от метеостанции перевала Хабурабад создало такую обстановку, что в службе движения считали, что погода на трассе Тавиль-Дара – Калай-Хумб соответствует минимуму и никаких мер по прекращению нарушений экипажем не предприняли.
    Из Калай-Хумба самолет вылетел в 12:12. На борту находилось 8 взрослых пассажиров и 2 ребенка. В 12:27 экипаж передал в Душанбе погоду: «Ухудшается, 10 баллов слоистой, видимость 10 км», что также не соответствовало действительности. По показаниям КВС, от Тавиль-Дары самолетом управлял проверяющий. Он пояснил, что еще во время полета на участке Тавиль-Дара – Калай-Хумб погода была сложной и надо было тут же вернуться обратно. В Калай-Хумбе экипаж предлагал проверяющему переждать временное ухудшение погоды. После взлета и отхода от аэродрома КВС вновь предлагал проверяющему вернуться, когда была встречена низкая облачность, но тот ответил отказом. В дальнейшем самолет вошел в облачность на высоте ниже безопасной (по барограмме 3 420 м), отклонился от оси трассы влево до 8 км и в 12:35 столкнулся с горой в 9 км юго-юго-западнее н/п Сагирдашт. Перед столкновением экипаж действием рулей пытался избежать лобового удара, поэтому касание склона горы, покрытого глубоким снегом, произошло правой и левой опорами шасси, затем нижним левым узлом моторамы и нижней левой плоскостью. Самолет полностью разрушился. 8 взрослых пассажиров, 1 ребенок, проверяющий и второй пилот погибли. КВС и 1 ребенок были тяжело ранены.
    Самолет обнаружен с воздуха 31 марта в 13:10 на склоне горы Дарвазского хребта. На звук пролетающих самолетов и вертолетов никто не выходил, поэтому, учитывая сложные погодные условия и труднодоступность места катастрофы, безотлагательных мер по отправке спасателей и комиссии на место не было принято. Только вечером 1 апреля 4 альпиниста были высажены на склоне горы, но подойти к месту они не смогли. 2 апреля в 08:00 комиссия была высажена в 3 км от места и позднее, добравшись туда, обнаружила выживших КВС и девочку 1959 г.р., получившую перелом левого бедра, воспаление легких и обморожение левой стопы. Все это время КВС, будучи сам тяжело раненым, оказывал ребенку посильную помощь.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 2
Пассажиры 10 9
На земле   0
Всего погибших 11


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-98316
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 21.08.1958
Заводской номер ВС 110247314
Наработка ВС (часы) 8606
Наработка ВС (циклы) 12069
Силовая установка КЛ 8215083


Сведения о рейсе

Номер рейса Ш-84
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Таджикское УГА, Душанбинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Калай-Хумб
Пункт назначения Тавиль-Дара
Начальный пункт маршрута Калай-Хумб
Конечный пункт маршрута Душанбе


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилось нарушение экипажем минимума погоды и правил полетов на трассе Калай-Хумб – Тавиль-Дара, что привело к попаданию самолета в облака на высоте ниже безопасной и последующему его столкновению со склоном горы.
    Другие причины:
    1) Некачественное метеорологическое обеспечение по трассе Калай-Хумб – Тавиль-Дара;
    2) Неудовлетворительное руководство полетом самолета со стороны службы движения а/п Душанбе.
    Виновники:
    1) и.о. к-ра 178 ло:
    - выполнял полет на участке маршрута Тавиль-Дара – Калай-Хумб с нарушением минимума погоды; – дезинформировал службу движения о фактической погоде на трассе;
    - принял решение на вылет из а/п Калай-Хумб при явно плохой погоде и без прогноза погоды; - встретив погоду ниже минимума, не вернулся в Калай-Хумб, несмотря на предупреждения членов экипажа, а продолжал полет вне трассы в облаках.
    2) Руководитель полетов а/п Душанбе:
    - не обеспечил контроль за условиями полета и за фактической погодой в районе перевала Хабурабад;
    - получив сомнительную погоду от экипажа, не принял мер к возврату этого самолета в Калай-Хумб.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.