Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Туркменского УГА на Каспийском побережье Туркменской ССР
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  05 октября 1978 г.
Время:  14:25
Страна:  СССР
Место происшествия:  Туркменская ССР, Красноводская область, Туркменский залив Каспийского моря, 45 км западнее н.п. Вышка
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-03598
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Туркменское УГА, Чарджоуский ОАО
 


Описание
    Экипаж 387 летного отряда в составе КВС (общий налет 7206 ч 53 мин), второго пилота (общий налет 370 ч 01 мин) и бортмеханика выполнял полеты по обслуживанию Окаремского управления разведочного бурения. В данном составе экипаж работал 4-ый день.
    В день происшествия экипаж выполнил три полета по буровым. В 11:40 мск экипаж произвел посадку на площадке старого военного аэродрома в 9 км западнее н.п. Небит-Даг с целью доставки служебного пассажира заказчика - начальника Окаремского управления. Высадив его, в 11:45 экипаж произвел взлет для полета по маршруту Небит-Даг - Окарем без пассажиров и груза. Прогнозируемая и фактическая погода по маршруту соответствовали минимуму КВС. После пролета контрольного ориентира н.п. Вышка экипаж вертолета должен был следовать по маршруту Морводокачка - Окарем. Доложив пролет н.п. Вышка, в дальнейшем, КВС самовольно изменил маршрут полета, уклонился на 15 км западнее маршрута и вышел на береговую черту восточного побережья Каспийского моря. На замечания второго пилота о недопустимости нарушения полетного задания (по его показаниям) командир вертолета не реагировал и начал выполнять вираж со снижением с целью показа второму пилоту тюленя. Второй пилот, по его словам, тюленя не видел и смотреть не хотел, а, мягко держась за органы управления, контролировал скорость и высоту полета по приборам. При снижении и гашении скорости второй пилот сказал: «Командир, я последний раз с тобой летаю», на что КВС только улыбнулся и махнул рукой. Второй пилот в своих показаниях отмечает, что «мне его действия были непонятны и было очень тревожно. Я думал, что он прекратит нарушения и продолжит нормальный полет». В процессе выполнения левого виража со снижением над водной поверхностью КВС смотрел вниз через приоткрытую дверь. В этот момент, по показаниям второго пилота, на высоте 15 м, при скорости полета 15 км/ч, произошел резкий переход вертолета в крен, из которого вывести вертолет не удалось, и он столкнулся с поверхностью моря.
    Комиссия установила, что при выполнении левого виража на недопустимо малой высоте КВС отвлекся от пилотирования, вертолет зацепился лопастями несущего винта о воду. В результате резкого торможения несущего винта хвостовая балка в районе 14 шпангоута оторвалась, а лопасти несущего винта разрушились. Вертолет, развернувшись на 180°, задней частью фюзеляжа ударился о воду, разрушился и затонул в перевернутом положении на глубине 2 м, в 800 м от берега.
    Второй пилот получил при ударе травмы. Оказавшись под водой, он смог освободиться от брюк, зацепившихся за что-то, вынырнуть и выбраться из перевернутого вертолета. КВС и бортмеханик погибли. Второй пилот провел оставшийся день и ночь на грузовой сетке, привязав ее наподобие гамака к находившимся над водой частям конструкции вертолета.
    Место катастрофы обнаружено утром 6 октября самолетом Ан-2. Травмированный второй пилот в тот же день снят с разрушенного Ми-4 вертолетом Ми-8 пограничных войск и доставлен в больницу Небит-Дага.
    Катастрофа произошла в районе Туркменского залива Каспийского моря, в 45 км западнее н.п. Вышка (39°СШ, 53°45’ВД) примерно в 12:25 мск (14:25 местного времени).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-03598
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.11.1964
Заводской номер ВС 12169
Наработка ВС (часы) 2780
Наработка ВС (циклы) 3954
Силовая установка Б9737368


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Туркменское УГА, Чарджоуский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: при пролете контрольного ориентира Вышка экипаж самовольно изменил маршрут полета, уклонился на 15 км западнее и вышел на береговую черту Каспийского моря. Не имея опыта полетов над водной поверхностью, экипаж снизился ниже безопасной высоты и начал выполнять недозволенные эволюции над водной поверхностью с дальнейшим снижением и отвлечением внимания от пилотирования вертолета.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: тяжелое авиационное происшествие произошло из-за грубого нарушения экипажем руководящих документов, регламентирующих летную работу в ГА, выразившегося в самовольном изменении маршрута полета и пилотировании вертолета на недопустимо малой высоте над водной поверхностью.
    Заявление второго пилота об отказе поперечного управления было проанализировано комиссией. Согласно РЛЭ Ми-4, частичная потеря управляемости вертолетом может произойти при поступательной скорости менее 40 км/ч и при наличии вертикальной скорости более 2-4 м/с. Однако, характер разрушения, состояние частей вертолета и их расположение свидетельствуют о том, что в момент соприкосновения с водной поверхностью скорость ВС была более 40 км/ч. Таким образом, частичный отказ поперечного управления по этой причине исключен.
    Сопутствующей причиной является недостаточный анализ морально-деловых качеств экипажей, направляемых для работы в отрыве от базы, со стороны командно-руководящего состава Чарджоуского ОАО.
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.