|
|
|
Катастрофа Ми-4 Туркменского УГА на Каспийском побережье Туркменской ССР |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 05 октября 1978 г.
Время: 14:25
Страна: СССР
Место происшествия: Туркменская ССР, Красноводская область, Туркменский залив Каспийского моря, 45 км западнее н.п. Вышка
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-03598
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Туркменское УГА, Чарджоуский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 387 летного отряда в составе КВС (общий налет 7206 ч 53 мин), второго пилота (общий налет 370 ч 01 мин) и бортмеханика выполнял полеты по обслуживанию Окаремского управления разведочного бурения. В данном составе экипаж работал 4-ый день.
В день происшествия экипаж выполнил три полета по буровым. В 11:40 мск экипаж произвел посадку на площадке старого военного аэродрома в 9 км западнее н.п. Небит-Даг с целью доставки служебного пассажира заказчика - начальника Окаремского управления. Высадив его, в 11:45 экипаж произвел взлет для полета по маршруту Небит-Даг - Окарем без пассажиров и груза. Прогнозируемая и фактическая погода по маршруту соответствовали минимуму КВС. После пролета контрольного ориентира н.п. Вышка экипаж вертолета должен был следовать по маршруту Морводокачка - Окарем. Доложив пролет н.п. Вышка, в дальнейшем, КВС самовольно изменил маршрут полета, уклонился на 15 км западнее маршрута и вышел на береговую черту восточного побережья Каспийского моря. На замечания второго пилота о недопустимости нарушения полетного задания (по его показаниям) командир вертолета не реагировал и начал выполнять вираж со снижением с целью показа второму пилоту тюленя. Второй пилот, по его словам, тюленя не видел и смотреть не хотел, а, мягко держась за органы управления, контролировал скорость и высоту полета по приборам. При снижении и гашении скорости второй пилот сказал: «Командир, я последний раз с тобой летаю», на что КВС только улыбнулся и махнул рукой. Второй пилот в своих показаниях отмечает, что «мне его действия были непонятны и было очень тревожно. Я думал, что он прекратит нарушения и продолжит нормальный полет». В процессе выполнения левого виража со снижением над водной поверхностью КВС смотрел вниз через приоткрытую дверь. В этот момент, по показаниям второго пилота, на высоте 15 м, при скорости полета 15 км/ч, произошел резкий переход вертолета в крен, из которого вывести вертолет не удалось, и он столкнулся с поверхностью моря.
Комиссия установила, что при выполнении левого виража на недопустимо малой высоте КВС отвлекся от пилотирования, вертолет зацепился лопастями несущего винта о воду. В результате резкого торможения несущего винта хвостовая балка в районе 14 шпангоута оторвалась, а лопасти несущего винта разрушились. Вертолет, развернувшись на 180°, задней частью фюзеляжа ударился о воду, разрушился и затонул в перевернутом положении на глубине 2 м, в 800 м от берега.
Второй пилот получил при ударе травмы. Оказавшись под водой, он смог освободиться от брюк, зацепившихся за что-то, вынырнуть и выбраться из перевернутого вертолета. КВС и бортмеханик погибли. Второй пилот провел оставшийся день и ночь на грузовой сетке, привязав ее наподобие гамака к находившимся над водой частям конструкции вертолета.
Место катастрофы обнаружено утром 6 октября самолетом Ан-2. Травмированный второй пилот в тот же день снят с разрушенного Ми-4 вертолетом Ми-8 пограничных войск и доставлен в больницу Небит-Дага.
Катастрофа произошла в районе Туркменского залива Каспийского моря, в 45 км западнее н.п. Вышка (39°СШ, 53°45’ВД) примерно в 12:25 мск (14:25 местного времени).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
2 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-03598 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.11.1964 |
Заводской номер ВС |
12169 |
Наработка ВС (часы) |
2780 |
Наработка ВС (циклы) |
3954 |
Силовая установка |
Б9737368 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Туркменское УГА, Чарджоуский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Выводы: при пролете контрольного ориентира Вышка экипаж самовольно изменил маршрут полета, уклонился на 15 км западнее и вышел на береговую черту Каспийского моря. Не имея опыта полетов над водной поверхностью, экипаж снизился ниже безопасной высоты и начал выполнять недозволенные эволюции над водной поверхностью с дальнейшим снижением и отвлечением внимания от пилотирования вертолета. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: тяжелое авиационное происшествие произошло из-за грубого нарушения экипажем руководящих документов, регламентирующих летную работу в ГА, выразившегося в самовольном изменении маршрута полета и пилотировании вертолета на недопустимо малой высоте над водной поверхностью.
Заявление второго пилота об отказе поперечного управления было проанализировано комиссией. Согласно РЛЭ Ми-4, частичная потеря управляемости вертолетом может произойти при поступательной скорости менее 40 км/ч и при наличии вертикальной скорости более 2-4 м/с. Однако, характер разрушения, состояние частей вертолета и их расположение свидетельствуют о том, что в момент соприкосновения с водной поверхностью скорость ВС была более 40 км/ч. Таким образом, частичный отказ поперечного управления по этой причине исключен.
Сопутствующей причиной является недостаточный анализ морально-деловых качеств экипажей, направляемых для работы в отрыве от базы, со стороны командно-руководящего состава Чарджоуского ОАО.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|