Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-12Б Красноярского УГА близ Енисейска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 августа 1979 г.
Время:  01:56
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, 18 км южнее а/п Енисейск
Тип ВС:  Ан-12Б
Регистрация ВС:  CCCP-12963
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Красноярское УГА, Норильский ОАО
Рейс:  22200
 


Описание
    Экипаж 329 летного отряда выполнял рейс №22200. На борту находилось 6 авиационных контейнеров УАК-2,5 весом 1 920 кг. В нарушение НПП ГА-78 службой перевозок с согласия экипажа на рейс были оформлены, как служебные, 7 пассажиров (экипаж вертолета Ми-6 Красноярского ОАО, сотрудник КГБ и несовершеннолетний сын бортмеханика). Перед вылетом экипаж также взял еще трех неоформленных пассажиров (женщину с двумя детьми).
    Взлет произведен в 19:22 мск 23 августа (23:22 мест. вр.). Полет проходил на эшелоне 7 800 м по трассе Норильск – Туруханск – Подкаменная Тунгуска – Енисейск – Красноярск. Через 2 часа 18 мин полета экипаж доложил службе движения а/п Енисейск об отказе всех двигателей и посадке у них. В 21:56 мск (01:56 24 августа мест. вр.) самолет потерпел катастрофу в 17,9 км от КТА Енисейск с азимутом 160° (58°19’20” СШ, 92°13’10” ВД). Все члены экипажа и 4 пассажира (три члена экипажа Ми-6 и женщина) погибли на месте. Остальные пассажиры получили тяжелые ранения и были эвакуированы с места происшествия утром 24 августа. Сын женщины, 1978 г.р., скончался в больнице в тот же день.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 10 5
На земле   0
Всего погибших 11


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-12Б
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-12963
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 23.05.1969
Заводской номер ВС 9346407
Наработка ВС (часы) 18235
Наработка ВС (циклы) 7006
Силовая установка Н2446020 Н27516074 Н2736111 Н2316033


Сведения о рейсе

Номер рейса 22200
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Красноярское УГА, Норильский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Норильск (Алыкель)
Пункт назначения Красноярск
Начальный пункт маршрута Норильск (Алыкель)
Конечный пункт маршрута Красноярск


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     Комиссией установлено, что через 3 мин. после пролета привода а/п Енисейск на удалении 42 км от аэропорта с интервалом в 8 секунд (в 21:35:55 и 21:36:03) произошла остановка двигателей №3 и 4 с автоматическим флюгированием винтов. Экипаж выполнил все предусмотренные РЛЭ операции, в том числе, увеличил режим работы оставшихся двигателей до взлетного, снизился до 6 600 м в связи с невозможностью горизонтального полета на эшелоне 7 800 м с двумя работающими двигателями и в 21:38:32 доложил об отказе двигателей диспетчеру а/д Енисейск. Затем с интервалом в 52 сек через 2 часа 18 минут после взлета (в 21:39:21 и 21:40:13) произошла остановка двигателей №2 и 1 на удалении 75 км от а/п Енисейск. В 21:40:35 экипаж принял решение следовать в а/п Енисейск для вынужденной посадки и приступил к левому развороту на 180°. Самолет вышел из разворота в 21:43:10 на удалении 70 км от аэропорта и на высоте 5 000 м. Не имея однозначной информации от навигационных приборов из-за низкого напряжения в сети, вне видимости земли и естественного горизонта, экипаж со снижением развернул самолет больше необходимого. Затем, увидев в просветах облаков огни Енисейска, довернул самолет вправо. При этом экипаж выдерживал наивыгоднейшую скорость полета 290-310 км/ч, которая обеспечивала реализацию в полете максимального аэродинамического качества самолета и выдерживание минимальной скорости снижения, равной 5-10 м/с. В 21:46:15 на высоте 4000-4500 м экипаж запустил ВСУ ТГ-16М (после безуспешной попытки запустить ее на большей высоте полета) и в 21:47:17 попытался запустить двигатель №2 (безуспешно). ТГ-16М, проработав около 9 минут, самопроизвольно остановилась. В 21:51:08 экипаж доложил высоту полета 1 800 м. В 21:55:39 на высоте 600 м КВС понял, что долететь до а/п Енисейск не удастся, и принял решение о вынужденной посадке вне аэродрома. Темная безлунная ночь, дождь, пересеченная, покрытая лесом местность исключили возможность благополучной посадки. Посадка на лес производилась вслепую, при отсутствии визуальной видимости и невозможности осуществить маневр для выбора места посадки. Фары не включились из-за низкого напряжения в бортовой сети. Самолет столкнулся с деревьями под углом 8,5° без крена. По мере приближения к земле появился прогрессирующий левый крен, достигший 25-30° при столкновении с землей в 21:56:08. После столкновения с землей левой плоскостью и двигателем №1 на удалении 169 м от места первого касания деревьев самолет развернуло на 90° и при дальнейшем движении фюзеляж разрушился на три части (средняя часть от 14 до 43 шпангоута) и сгорел. В лесу образовалась просека длиной 293 м и шириной 30-40 м. Разброс обломков составил 273х27м. Местность в районе АП представляла собой заболоченную равнину, покрытую лесом с высотой деревьев до 25 м.
    Фактическая погода в момент происшествия была: облачность 9/4 балла кучево-дождевая 800 м визуально, средняя, дождь, видимость 10 км, тихо.
   
Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено, что причиной выключения в полете четырех двигателей и ВСУ явилось попадание в топливную систему (ТС) некондиционного топлива. Проверка проб топлива, слитого на месте происшествия, показало содержание в них от 37 до 88% водного отстоя. Учитывая, что вода скапливается в нижней части баков, а подача топлива из баков в двигатели производится из самой нижней точки расходных баков, можно сделать вывод, что вода в ТС силовых установок попала в начале выработки одной из групп топливных баков самолета. Переключатели выработки топлива «автомат-ручное» про осмотре места происшествия находились в положении «автомат». По расшифровке записи МСРП-12-96 перехода на ручную выработку топлива в полете не было. Автоматический режим выработки был включен при вылете из а/п Норильск. По расчетам, к моменту остановки двигателей выработано 5 500 кг топлива, что соответствует началу выработки топлива из 3-ей группы баков при автоматической выработке.
    В а/п Норильск самолет был дозаправлен топливом ТС-1+0,1% жидкости ТГФ-М в количестве 6 791 кг. В процессе заправки контроль состояния топлива бортмеханик и авиатехник осуществляли с нарушениями:
    а) отстой топлива перед заправкой не сливался;
    б) по контрольному талону кондиционность топлива перед заправкой не проверялась;
    в) работы по сливу и проверке отстоя топлива из баков самолета после заправки выполнялись некачественно.
    Служба ГСМ а/п Норильск допустила следующие нарушения:
    а) заправка топливом самолета из резервуара №2 началась через 2 часа после его заполнения при высоте топлива 4,47 м в резервуаре (норма отстоя - 4 часа на 1 м);
    б) система ЦЗС а/п Норильск предполагает дозировку жидкости ТГФ-М в расходные резервуары вместо ее подачи в поток топлива перед заправкой в самолет.
   
    Выводы:
    1) Попадание водного отстоя могло быть обусловлено особенностями конструктивного исполнения ЦЗС или отклонениями от ее нормальной эксплуатации.
    2) В РЛЭ Ан-12 нет рекомендаций по действиям при отказе всех двигателей.
    3) В документах МГА, регламентирующих порядок слива отстоя и определения качества авиационного топлива, имеются существенные недостатки.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы является заправка самолета в а/п Норильск некондиционным топливом, что привело к останову четырех двигателей и вынужденной посадке на лес, в результате чего самолет столкнулся с деревьями, разрушился и частично сгорел.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.