Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Украинского УГА в Харьковской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  28 мая 1968 г.
Время:  06:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Харьковская область, Шевченковский район, 2 км северо-западнее села Спободовка
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-45209
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Харьковский ОАО
 


Описание
    Экипаж 267 летного отряда (КВС Голодуб Г.Г, второй пилот Ширко В.Г., здесь и далее фамилии изменены) произвел взлет с а/д Шевченково в 04:15 для перелета на оперативную точку совхоз «Ударна Праця» с авиатехником и авиамехаником на борту. В 04:24 экипаж приступил к выполнению производственных полетов (обработка сахарной свеклы от вредителей) с этой оперативной точки и обработал 2 массива свеклы. На 4-м полете, после взлета с полной загрузкой с целью опрыскивания 3-го массива, на подлете к нему, в 2 км северо-восточнее села Спободовка Шевченковского р-на Харьковской области, самолет в левом развороте с креном около 45° одновременно двумя плоскостями левой полукоробки крыльев столкнулся с землей. Продвинувшись 30 м от места первого удара, самолет остановился полностью разрушенным до 9 шпангоута. КВС и второй пилот с тяжелыми ранениями доставлены в больницу, где скончались, не приходя в сознание.
    Погодные условия в момент АП (06:30): ясно, видимость 20 км, ветер 30° 2-4 м/с.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-45209
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 04.03.1964
Заводской номер ВС 1G40-38
Наработка ВС (часы) 3211
Наработка ВС (циклы) 12438
Силовая установка КЛ 2414141


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Харьковский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Установлено:
    1) В связи с болезнью КВС Гордица в его экипаже, работавшем на АХР в Шевченковском районе, был заменен летный состав. КВС Голодуб и второй пилот Ширко вместе с зам. к-ра аэ Аваковым прибыли в Шевченково 23 мая с целью ввода командира самолета в строй непосредственно в хозяйстве.
    2) Организация тренировки и ввода в строй Голодуба Г.Г. проводилась поспешно и крайне неудовлетворительно:
    -КВС Голодуб не имел необходимого самостоятельного налета в количестве 100 часов, предусмотренного приказом МГА №662-61 г., задача №7;
    - проверка проводилась командиром аэ, а не командиром летного отряда;
    - тренировочный налет в день на АХР составлял 4 часа (20 мая), а по вводу в строй на АХР – 9 часов 13 мин. (с облетом массивов);
    - контроль со стороны командира летного отряда и командира аэ за тренировкой, оформлением летной документации по тренировке и вводу в строй к-ра самолета Голодуба Г.Г. отсутствовал.
    3) Подбор и комплектование экипажа молодому командиру Голодубу не проводились и никем не утверждались.
    4) Самостоятельные производственные полеты после ввода в строй КВС Голодуба проходили 27 и 28 мая с грубыми нарушениями:
    - недостаточный предполетный отдых накануне происшествия (сон около 4-х часов);
    - обрабатываемые массивы с земли не осматривались;
    - обрабатывались сложные участки полей, на что Голодуб не имел права, так как работал на АХР первый год.
   
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главная причина катастрофы – допуск к выполнению АХР неподготовленного командира самолета.
    Способствующая причина: недостаточный предполетный отдых экипажа накануне происшествия.
    Виновники:
    1) к-р 2 АЭ Бурма – не проверил и не убедился в готовности к самостоятельным полетам КВС Голодуба Г.Г., однако с согласия к-ра летного отряда Шапкина лично провел проверку и дал положительное заключение на его допуск к АХР, чем ввел в заблуждение вышестоящих командиров и способствовал допуску к полетам на АХР неподготовленного командира.
    2) к-р летного отряда Шапкин – вместо личной проверки КВС Голодуба, дал указание провести ее к-ру АЭ Бурме и не проконтролировал ход подготовки и тренировки, чем санкционировал допуск неподготовленного к самостоятельным полетам командира, имевшего самостоятельный налет только 87 часов.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.