Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Киргизского УГА в Ошской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 июля 1968 г.
Время:  12:17
Страна:  СССР
Место происшествия:  Киргизская ССР, Ошская область, 15 км юго-западнее н.п. Суфи-Курган
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-32209
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Киргизское УГА, Ошский ОАО
 


Описание
    Экипаж 238 летного отряда выполнял внерейсовый пассажирский полет по маршруту Ош – Дараут-Курган – Ляхш – Джаргиталь и обратно.
    Взлет в а/п Ош произведен в 05:11 мск, на борту находилось 7 пассажиров.
    Прогноз погоды по маршруту Ош – Джаргиталь с 04:30 по 10:30 мск предусматривал: полет в области пониженного давления, облачность 0-3 балла, кучевая, 600-800 м (над высшей точкой рельефа трассы), верхняя кромка 1500-2000 м, 0-5 баллов верхняя, средняя, видимость более 10 км, горы и перевалы открыты.
    До а/п Джаргиталь полет выполнялся нормально, прогноз погоды соответствовал фактической погоде.
    Взлет в а/п Джаргиталь произведен с 11 пассажирами на борту. В а/п Ляхш 5 пассажиров сошли, 1 был взят на борт. Получив прогноз погоды с 07:30 до 10:30 мск, выданный Ошской АСМГ (обл-ть 3-6 б., куч., куч-дожд., 600-800 м, верх. кр. 2500-3000 м, вид. более 10 км, болтанка, горы частично закрыты, перевал открыт) экипаж вылетел в а/п Дараут-Курган, откуда произвел взлет в 08:35 мск в а/п Ош с 12 пассажирами на борту.
    В 09:03 экипаж доложил пролет перевала Сары-Таш на высоте 4000 м. О фактической погоде по маршруту и в районе перевала докладов не было. Находясь на участке трассы Сары-Таш – Суфи-Курган, в 09:15 экипаж запросил пеленг из а/п Ош по КВ-связи, на что диспетчер МДП предложил им в связи с отсутствием КВ-пеленгатора перейти на УКВ. Диспетчер ДПП определил прямой пеленг 140° и направил его на борт по КВ и УКВ связи. Экипаж получение пеленга не подтвердил и в дальнейшем на связь не выходил.
    23 июля в 11:59 мск (14:59 местного времени) самолет обнаружен с воздуха разрушенным на склоне скалистой горы на высоте 4000 м в 10 км западнее оси трассы, в 15 км с азимутом 251° от н/п Суфи-Курган. Все находившиеся на борту погибли.
    Установлено: до перевала Сары-Таш погода соответствовала минимуму трассы. После пролета перевала Сары-Таш в 12:14 местного времени экипаж, продолжая полет до поворотного пункта трассы Суфи-Курган, встретил погоду ниже минимума – очаги гроз. Пытаясь пройти по «коридорам», экипаж вошел в зону осадков в районе Суфи-Кургана, не принял своевременного решения о возврате, после чего левым разворотом пытался выйти из зоны осадков. При этом экипаж проявил растерянность, потерял детальную ориентировку местности, пытался ее восстановить при помощи запроса пеленга. В 12:17, с обратным курсом, при невидимости местности, самолет столкнулся с горой (отметка 4170 м) на высоте 4000 м. Первый удар произошел в горизонтальном полете о скальный выступ концевой частью правой полукоробки крыльев, с последующим ударом через 20-30 м правым колесом о скалу с переворотом через правое крыло и последующим лобовым ударом о скалу, имеющую уклон до 80°. Обломки разрушенного самолета затем сместились до уступов на 2-3 м. Фюзеляж находился в перевернутом положении, разрушенный и сгоревший до 15 шпангоута.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 12 12
На земле   0
Всего погибших 14


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-32209
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 08.06.1968
Заводской номер ВС 1G95-21
Наработка ВС (часы) 170
Наработка ВС (циклы) 201
Силовая установка К 1503882


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Киргизское УГА, Ошский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Дараут-Курган
Пункт назначения Ош
Начальный пункт маршрута Ош
Конечный пункт маршрута Ош


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось грубое нарушение режима полета со стороны экипажа на участке трассы Сары-Таш – Суфи-Курган, выразившееся в несоблюдении требований § 625 НПП ГА-66, который предусматривает: «обход грозовых и ливневых очагов под облаками на малых высотах в горной местности и ночью запрещается».
    Со стороны экипажа допущено нарушение минимума погоды на этом участке трассы, несвоевременно принято решение на возврат. Экипаж вошел в зону ливневых осадков, потерял детальную ориентировку, пытался ее восстановить запросом пеленга и не выполнил рекомендаций ЛШО Киргизского УГА особых случаев полета в горной местности, где сказано: «при полете в сложных условиях полета взять курс 350°, полет производить без снижения до КУР (курсового угла радиомаяка) 305-308° по ДПРМ а/п Ош». Экипаж, войдя в зону осадков, безрассудно производил левый, а не правый разворот, уклоняясь в сторону высоких гор, где и потерпел катастрофу.
    Способствующие причины:
    1) неоправдавшийся прогноз погоды участке трассы Сары-Таш – Суфи-Курган, составленный АМСГ Ош. Дежурный синоптик, проявив беспечность, не приняла мер к получению сведений «бортовой погоды» для внесения корректива в прогноз;
    2) неудовлетворительное руководство полетами со стороны службы движения а/п Ош, выразившееся в отсутствии активного руководства движением самолетов со стороны диспетчера ДПП, который, получив сведения об ухудшении погоды на участке трассы Сары-Таш – Суфи-Курган с борта самолета Ан-2, проходившего данным маршрутом часом раньше, не сообщил об этом ни синоптику, ни диспетчеру МДП , а сам диспетчер МДП не проявил должной инициативы по уточнению метеообстановки;
    3) недостатки работы командно-руководящего состава Ошского ОАО по обучению и воспитанию летного состава и укреплению летной дисциплины, направленного на безукоснительное выполнение требований документов, регламентирующих летную работу и обеспечение безопасности полетов;
    4) несвоевременное прохождение штормовой телеграммы с ГМС Гульча по вине дежурного оператора Ошской телеграфно-телефонной станции, что не дало дежурному синоптику скорректировать прогноз и через службу движения принять меры по возврату самолета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.