Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2М Тульского ОАО МУ СПиМВЛ в Данковском р-не Липецкой области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 мая 1968 г.
Время:  15:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Липецкая область, Данковский район, близ дер. Марьинка
Тип ВС:  Ан-2М
Регистрация ВС:  СССР-05977
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское управление СПиМВЛ ГА, Воронежский ОАО
 


Описание
    15 мая спаренный экипаж в составе КВС Парфенова А.Г. и КВС Гремяцого А.Н. (здесь и далее фамилии изменены) вместе с авиатехником и авиамотористом перелетели с оперативной точки «Михайловский» на аэродром МВЛ Никитское Куркинского района Тульской области для выполнения с него АХР на полях совхоза «Победа» (обработка дустом сахарной свеклы). 15 мая, в связи с неблагоприятными метеоусловиями, полетов не было.
    16 мая КВС Парфенов начал полеты в 04:06 утра. Выполнив 6 полетов, он обратился к Гремяцому с просьбой его подменить, так как работы проводились с дустом. КВС Гремяций выполнил один полет и зарулил на стоянку, так как дуста больше не было.
    В 10:30 экипаж отправился на 2-й завтрак и отдых. В 14:30 экипаж вновь прибыл на аэродром для выполнения полетов по внесению минеральных удобрений. В это время Парфенову было передано распоряжение отбыть на базу для производства полетов на другом самолете. Однако Парфенов решил закончить обработку полей в этом совхозе и вылететь на базу после оформления документации, на другой день.
    В 15:39 Парфенов произвел взлет для обработки парового поля калийной солью. Поле расположено в 3 км от границы аэродрома. Набрав высоту 50 м по курсу взлета, самолет развернулся влево примерно на 30° и сразу же пилот, без снижения, высыпал химикаты на свекловичное поле, непосредственно примыкающее к аэродрому, не долетев 2,5 км до участка, подлежащего обработке. После этого самолет на высоте 50 м стал по пологой кривой удаляться от аэродрома, периодически накреняясь влево. Никаких других эволюций на протяжении всего полета самолет не производил. Оказавшись на удалении 8 км от аэродрома с курсом, обратным посадочному, самолет резко накренился влево, перевернулся вверх колесами, отвесно ударился о землю, разрушился и сгорел. Катастрофа произошла в 15:45 в 1,5 км северо-западнее деревни Марьинка на территории совхоза «Полибино» Данковского района Липецкой области в 1,5 км от территории совхоза «Победа» (границы между Тульской и Липецкой областями). Двигатель и пилотская кабина вошли в мягкий грунт вспаханного и засеянного поля. При раскопках обнаружены только костные останки пилота, что не позволило провести судебно-медицинскую экспертизу на предмет его возможного отравления дустом, однако, комиссия считает, что характер полета самолета и значительный промежуток времени после работ с дустом исключает эту версию.
   
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-05977
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.10.1966
Заводской номер ВС 600919
Наработка ВС (часы) 861
Наработка ВС (циклы) 2873
Силовая установка 91


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское управление СПиМВЛ ГА, Воронежский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Никитское
Пункт назначения Никитское
Начальный пункт маршрута Никитское
Конечный пункт маршрута Никитское


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     По заключению ГОС НИИ ГА, возможной причиной возникновения аварийной ситуации явилась неисправность в системе управления закрылками. В этом случае аварийная ситуация развивалась в такой последовательности:
    а) после обнаружения неисправности при взлете самолета летчик справился с пилотированием и продолжал полет;
    б) в дальнейшем произошло такое наложение отказов в системе управления закрылками и элеронами, которое привело к невозможности парировать возникший кренящий момент;
    в) наиболее вероятно, что причиной возникновения кренящего момента явилась несимметричная уборка закрылков после взлета или в процессе попыток их уборки. Такое несимметричное отклонение закрылков при исправном поперечном управлении парируется элеронами.
    Непосредственной причиной летного происшествия в этих условиях может быть неблагоприятное воздействие элементов системы управления закрылками на расположенные вблизи них элементы поперечного управления, вызвавшее потерю управляемости из-за заклинения или нарушения цепи управления элеронами.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Вероятной причиной летного происшествия комиссия считает техническую неисправность самолета, обнаруженную пилотом после взлета, побудившую его к преждевременному сбросу удобрений после набора высоты 50 м и заходу на посадку с использованием минимального угла крена для разворота.
    Непосредственной причиной ЛП явилась полная потеря боковой управляемости самолета на последнем этапе полета, что привело к резкому перевороту самолета через левое крыло и вертикальному удару о землю. Указанные изменения траектории несовместимы со сколь угодно грубыми ошибками в технике пилотирования, включая выход самолета на сваливание.
    В связи с полным разрушением самолета при ударе о землю и последующего пожара непосредственный источник нарушения боковой управляемости самолетом установить не представилось возможным.
    В процессе расследования происшествия был вскрыт ряд конструктивно-производственных недостатков в системе управления закрылками и элеронами самолетов Ан-2М.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.