Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Дальневосточного УГА близ пос. Удское
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  28 июля 1967 г.
Время:  20:43
Страна:  СССР
Место происшествия:  Хабаровский край, Тугуро-Чумиканский р-н, 16 км юго-восточнее пос. Удское
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-09243
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, Благовещенский ОАО
 


Описание
    Экипаж 146 летного отряда получил задание на выполнение транспортно-связных полетов для обслуживания 21-й экспедиции ДВГУ, базировавшейся в аэропортах Экимчан и Удское. 27 июля с этим заданием экипаж вылетел из базового аэропорта Свободный в Экимчан, где и заночевал.
    28 июля, после нормального предполетного отдыха, экипаж прибыл в аэропорт, провел предполетную подготовку к полету по маршруту Экимчан – Удское – Курун-Урях, используя данные площадного прогноза по Тугуро-Чумиканскому району, в котором опасные метеоявления не предусматривались. Так как накануне экипаж давал план полетов только до Удского и не был прогарантирован до Курун-Уряха, диспетчер МВЛ Сапожникова подписала разрешение на полет только до Удского, сказав при этом, что она запросит РДП Благовещенска прогарантировать их полет до Курун-Уряха.
    В 09:21 местного времени (8-ми часовой пояс) экипаж произвел взлет с пассажирами и грузом экспедиции. Посадка в Удском произведена в 11:25 местного времени (9-ти часовой пояс). В Удском экипаж произвел дозаправку и запросил у Николаевского РДП прогноз погоды по маршруту Удское – Нелькан. Получив прогноз погоды на Нелькан, но не получив подтверждение о гарантии, экипаж произвел взлет в 12:47, но полетел не в Нелькан, а в Курун-Урях (130 км северо-восточнее Нелькана), где и произвел посадку в 15:31.
    Разгрузившись и запросив прогноз погоды на полет от Курун-Уряха до Нелькана и Удского, экипаж получил прогноз погоды по маршруту до Удского с 09:00 до 12:00 мск – полет в малоградиентном поле повышенного давления, облачность 5-10 баллов, средняя, верхняя. Дым, видимость 6-10 км, с ухудшением в конце маршрута до 4-6 км, ветер 20° 30 км/ч. По а/п Удское с 11:00 до 12:00 мск – облачность 5-10 баллов верхняя, дым, видимость 4-6 км, ветер 250° 2-5 м/с.
    В 16:25 выдан корректив к прогнозу погоды – от 16:30 до 19:00 (мест.вр.) по видимости – ухудшение в конце маршрута в Удском до 2-4 км.
    В 16:23 экипаж вылетел без загрузки в Нелькан с целью произвести там дозаправку. Посадка в Нелькане произведена в 17:07. В 17:32 экипаж вылетел на Удское без загрузки, имея на борту 570 кг топлива. Через 1 час 35 минут полета, находясь в районе Джаны (275 км юго-западнее Нелькана) экипаж связался с радиооператором а/п Чумикан, передал пролет Джаны в 19:08 и в связи с ухудшением видимости попросил включить приводную радиостанцию а/п Чумикан. Радиооператор передал, что привод включен, а аэропорт закрыт из-за тумана, надвигающегося со стороны моря. Вместо правильного решения о возврате в а/п вылета, экипаж продолжил полет сверх облачности на Чумикан.
    В 20:00 самолет вышел на привод Чумикана на высоте 1100 м и взял курс 260° на Удское (ЗМПУ на Удское от Чумикана равен 263°, расстояние 65 км). По истечении некоторого времени КВС обнаружил, что допустил ошибку в отсчете курса по ГИК и фактически следует курсом не 260°, а 280°, повторно вышел на привод и в 20:15 взял курс на Удское, о чем доложил радиооператору а/п Чумикан. После отхода от Чумикана экипаж связался с радиооператором а/п Удское, а также с экипажем Ан-2, подходившего к Удскому визуально с Чумикана. От них экипаж получил информацию, что погода в Удском ухудшается из-за приближающегося тумана со стороны Чумикана и что в данный момент облачность в Удском 10 баллов высотой 300-350 м, видимость 6 км. Через некоторое время экипаж доложил, что землю видит и через 5 минут будет в Удском. После этого связь прекратилась. В Удское самолет не прибыл.
    Он был обнаружен 29 июля на залесенном склоне сопки на высоте 300 м от уровня моря (150 м от уровня а/д Удское) в 16 км юго-восточнее аэропорта (в 14 км левее трассы) разрушенным и сгоревшим. После первого столкновения с препятствиями самолет остановился через 33 м. Штурман погиб, КВС и второй пилот тяжело ранены. Катастрофа произошла в 20:43.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-09243
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1962
Заводской номер ВС 1G22-21
Наработка ВС (часы) 4560
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6624130


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, Благовещенский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Нелькан
Пункт назначения Удское
Начальный пункт маршрута Курун-Урях
Конечный пункт маршрута Удское


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено, что полет самолета от Удского до Курун-Уряха и обратно выполнялся без плана-заявки и без связи самолета с Николаевским РДП. Диспетчерская служба Николаевского РДП вместо того, чтобы запретить заявочный полет самолета без связи, выдавала ему прогнозы погоды.
    Метеообеспечение полета было неудовлетворительным. Прогноз погоды от Курун-Уряха до Удского, выданный экипажу синоптиком Николаевской АМСГ, не оправдался. При получении в 18:01 штормового оповещения из Чумикана о начале в 17:40 тумана с видимостью 500 м она штормовое предупреждение на бланке АВ-4 не оформила, а ограничилась передачей штормового оповещения в 18:02 старшему смены службы движения Николаевского РДП.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилось нарушение экипажем НПП ГА-66, выразившееся в том, что экипаж при встрече на маршруте погоды ниже установленного минимума для данной трассы не произвел своевременного возврата в аэропорт вылета.
    Сопутствующими причинами явились: - неудовлетворительное руководство полетом диспетчерами Николаевской РДС; - неудовлетворительное обеспечение полета Николаевской АМСГ; - недостаточная предварительная подготовка экипажа к выполнению транспортно-связных полетов в зоне Николаевской РДС; - низкая действенность воспитательной и организаторской работы, направленной на беспрекословное выполнение документов, регламентирующих летную работу, со стороны руководства Благовещенского ОАО и Николаевского ОАО.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.