Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Киргизского УГА в Араванском районе Ошской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 августа 1967 г.
Время:  08:57
Страна:  СССР
Место происшествия:  Киргизская ССР, Ошская область, пос. к/х им. Жданова, Араванский район
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-55799
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Киргизское УГА, Ошский ОАО
 


Описание
    Экипаж 238 летного отряда в составе КВС, второго пилота, авиатехника и авиамеханика выполнял АХР по борьбе с вредителями хлопчатника на полях колхоза им. XXII партсъезда. Накануне экипаж вылетел из а/п Ош на оперативную точку «Колхоз им. Ленина». Дозаправку перед полетом экипаж не произвел, самолет вылетел с остатком топлива 400 литров. После перелета (30 км) остаток был около 340 литров. С этим остатком экипаж приступил к выполнению вечерних работ и до заправки налетал 1 час 21 минуту. При остатке топлива около 105 литров второй пилот дал команду авиатехнику дозаправить из бензозаправщика 200 литров (по 100 литров в левую и в правую группы баков). Заправка производилась вначале в правую группу баков. По заявлению авиатехника, командир экипажа с целью сокращения времени заправки распорядился залить туда все 200 литров. После заправки экипаж сделал еще один полет (14 минут), провел послеполетное обслуживание, сдал самолет под охрану и уехал в гостиницу в г. Араван.
    9 августа экипаж начал выполнять в 08:15 местного времени утренние работы с остатком топлива около 260 литров, с неравномерным распределением его по группам, так как во время ночной стоянки 4-х ходовой бензокран имел положение «баки закрыты» и утром дозаправка не производилась. После двух полетов (27 минут) экипаж произвел взлет в 08:46 с остатком топлива около 150-160 литров, что не противоречило требованиям РЛЭ Ан-2, но, как показал расчет и результаты обследования места происшествия, в левой группе баков перед взлетом бензин отсутствовал, что стало следствием грубого нарушения порядка заправки самолета и питания двигателя топливом на АХР со стороны командира экипажа. При загорании сигнальной лампы аварийного запаса топлива левой группы баков, а тем более при отсутствии топлива в левой группе баков, КВС выполнять полеты не имел права (нарушение РЛЭ, требующего питание двигателя от обеих групп, что не равнозначно положению 4-х ходового крана на сумму). Это требование вытекает из условий конструкции самолета и полетов на АХР.
    После выхода из последнего гона на рабочем участке экипаж набрал высоту около 50 м над местностью с учетом препятствий и приступил к выполнению маневра для полета на аэродром и заход на посадку. К этому моменту в правом корневом баке осталось около 120 литров бензина при отсутствии бензина в левом баке. В этом случае достаточно создать правый крен около 18-20°, с учетом У-образности крыла, как произойдет отлив бензина и в штуцеры подачи топлива пойдет воздух. В этом случае поступление воздуха в бензосистему не зависит от положения 4-х ходового крана.
    В правом развороте произошла остановка двигателя. КВС, зная причину отказа, не принял правильного решения производить посадку на ровное место с правым доворотом, а пытался восстановить подачу топлива переводом самолета в левый разворот, который при этом выполнялся в сторону населенного пункта – поселка колхоза им. Жданова. Самолет с левым креном 25° на высоте 7 м столкнулся с тополями, высаженными в ряд в 2 м от сельского дома. Столкновение с деревьями произошло левым и правым нижними крыльями и левым верхним крылом. Затем самолет столкнулся с крышей дома, полностью разрушив ее, а через 15 м с землей и основанием деревянного столба с железобетонным пасынком. Через 36 м от места первого касания препятствий произошел лобовой удар о высокий дувал, пробив который, самолет остановился и загорелся. Оба пилота погибли. Самолет разрушился и частично сгорел.
    Погодные условия в момент происшествия: ясно, видимость более 10 км, тихо, температура +26°С.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-55799
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 05.09.1964
Заводской номер ВС 1G51-12
Наработка ВС (часы) 2403
Наработка ВС (циклы) 6780
Силовая установка К 14185141


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Киргизское УГА, Ошский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главная причина катастрофы: прекращение работы двигателя из-за отсутствия подачи бензина, что было вызвано нарушением правил эксплуатации бензосистемы самолета Ан-2 на АХР командиром экипажа.
    Другие причины:
    1) неправильные действия командира при выполнении вынужденной посадки: командир не учел малого запаса высоты, ухудшения аэродинамического качества самолета в сельскохозяйственном варианте, и всё своё внимание направил не на выполнение благополучной посадки на ровное поле, а пытался восстановить работу двигателя левым креном. Это привело к развороту в сторону населенного пункта и столкновению с препятствием.
    2) недостаточный контроль со стороны командного состава 238 ло за эксплуатацией бензосистемы самолетов экипажами на АХР.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.