Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Чрезвычайное происшествие (попытка угона) c Ту-134А Грузинского УГА в Грузии
 
  Тип происшествия:  инцидент
Дата:  18 ноября 1983 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Тбилиси
Тип ВС:  Ту-134А
Регистрация ВС:  СССР-65807
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское УГА, Тбилисский ОАО
Рейс:  6833
 


Описание
    Экипаж 347 лётного отряда, выполнявший рейс №6833 Тбилиси – Батуми – Киев –Ленинград, произвел взлет в а/п Тбилиси в 15:43. В связи с уменьшением пассажиропотока на рейс были оформлены также пассажиры предыдущего рейса Тбилиси-Батуми, который по плану выполнялся на Як-40. Самолет был на предпосадочной прямой аэропорта Батуми, выпустив шасси, когда диспетчер получил сообщение об усилении бокового ветра, не соответствовавшего его минимуму. КВС принял решение возвращаться на запасной аэродром в Тбилиси. В 16:13 находившаяся среди пассажиров группа террористов из 7 человек, вооружённых огнестрельным оружием и гранатами, начала захват самолёта. Угрожая оружием, двое террористов заставили бортпроводницу постучать условным стуком и добиться открытия двери пилотской кабины. В открывшего её проверяющего преступники произвели 5 выстрелов. Ворвавшись в кабину, террористы потребовали от экипажа изменить курс и лететь в Турцию. В ответ на вопрос бортмеханика «Что вы хотите?» преступники, не дав ему договорить, произвели в него три выстрела в упор. В условиях чрезвычайной ситуации штурман и КВС-инструктор вынуждены были открыть ответный огонь. С целью сбить с ног преступников по указанию КВС-инструктора КВС-стажёр, перейдя на ручное управление, резко бросал самолёт по курсу и по высоте. Величина перегрузок составила до +3.15/-0.6 ед. В результате перестрелки один из нападавших был убит и двое ранены, также были легко ранены оба КВС. Принятыми членами экипажа мерами была предотвращена угроза занятия террористами кабины пилотов. В ответ террористы устроили стрельбу в салоне, убив двоих и ранив 6 пассажиров, издевались над бортпроводницами.
    Командир ВС включил сигнал «Бедствие» и доложил о случившемся диспетчеру Тбилисского РЦ ЕС УВД. Несмотря на неоднократные вызовы членов экипажа по СПУ террористами, угрожавшими взорвать самолёт, если тот не приземлится в Турции, пилотам удалось дезориентировать их и, пользуясь наступившей темнотой и плохой погодой, в 17:20 совершить посадку в а/п Тбилиси. Открыв люк и увидев, что самолёт приземлился на советской территории, один из террористов убил бортпроводницу и застрелился сам. Сидевший рядом с люком молодой военнослужащий, увидев это, выпрыгнул через крыло на перрон и побежал от самолёта. Приняв его за террориста, оцепление открыло огонь, думая, что убегает террорист. Очереди прошлись и по самолёту, всего он получил 63 пулевых попадания, был ранен КВС-стажёр и выведена из строя радиостанция.
    Оставшиеся в живых члены кабинного экипажа покинули кабину через форточку. Под видом технического обслуживания и дозаправки было слито топливо и обесточен самолёт. После многочасовых безуспешных переговоров в 6:55 19 ноября самолёт был взят штурмом сотрудниками спецподразделения «А» 7-го управления КГБ СССР. Штурм длился 4 минуты, никто не пострадал.
    Всего в результате попытки захвата самолёта погибли 7 человек: 3 члена экипажа, 2 пассажира и 2 террориста; были ранены 12 человек (3 члена экипажа, 7 пассажиров и 2 террориста). Самолёт был списан из-за полученных повреждений конструкции в процессе выполнения маневров с превышением допустимых перегрузок и пулевых попаданий.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 7 3
Пассажиры 59 4
На земле   0
Всего погибших 7


Подробности происшествия

Категория происшествия инцидент
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП незаконное вмешательство в деятельность авиации
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-134А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-65807
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 17.12.1973
Заводской номер ВС 3352108
Наработка ВС (часы) 13273
Наработка ВС (циклы) 10506
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса 6833
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское УГА, Тбилисский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Тбилиси
Пункт назначения Батуми
Начальный пункт маршрута Тбилиси
Конечный пункт маршрута Ленинград (Пулково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Расследованием установлено, что группа преступников, спланировавшая нападение на экипаж с целью захвата и угона самолета в Турцию, решили под видом молодоженов и их друзей пронести на борт самолета огнестрельное оружие, используя свои знакомства в СОП а/п Тбилиси.
    Пользуясь бесконтрольностью со стороны руководства Тбилисского ОАО, дежурная международного сектора (знакомая преступников, не знавшая об их намерениях), злоупотребляя своим служебным положением, лично оформила и провела на самолет без досмотра группу из 6 человек, пронесших оружие с целью нападения на экипаж, а трое, не имевших при себе оружия, прошли в самолет через зону контроля в общем потоке пассажиров.
    Дежурная СОП а/п Тбилиси до посадки основной группы пассажиров не проверила на билетах находившихся в салоне лиц наличия отметки о прохождении досмотра.
    Чрезвычайное происшествие в Грузинском управлении ГА стало возможным в результате безответственного отношения командно-руководящего состава управления и Тбилисского ОАО к выполнению требований руководящих документов по предупреждению и пресечению попыток захвата и угона воздушных судов, слабой организации работы по воспитанию у каждого авиаработника высокой политической бдительности.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.