Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Коми УГА близ Мещуры
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 августа 1967 г.
Время:  17:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Коми АССР, Железнодорожный район, 3 км южнее а/п Мещура
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-42615
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Коми УГА, Сыктывкарский ОАО
Рейс:  96
 


Описание
    В день происшествия экипаж 72 летного отряда выполнял пассажирские рейсы по трассам МВЛ в Железнодорожном районе Коми АССР и налетал на этом самолете 6 часов 15 минут. Жалоб со стороны экипажа на материальную часть не было.
    В а/п Мещура, после непродолжительной стоянки, экипаж произвел взлет в 17:00 с МК=235° для выполнения рейса №96 Мещура - Княжпогост. На борту находилось 11 пассажиров и 195 кг багажа. Полетный вес и центровка не выходили за установленные ограничения. Фактическая и прогнозируемая погода (облачность высотой 600-800 м, видимость более 10 км, ветер 2-4 м/с) соответствовала выполняемому заданию и минимуму КВС.
    После взлета и набора высоты 100 м экипаж взял курс на Княжпогост и продолжал полет с набором высоты при следующем режиме работы двигателя: наддув 800 мм рт.ст., обороты 1860 об/мин. На высоте 150 м экипаж заметил падение наддува. При даче сектора газа вперед наддув продолжал падать. В дальнейшем, при перемещении сектора газа вперед и назад, наддув также продолжал падать. Видя, что двигатель не реагирует на изменение положения сектора газа, а самолет начал терять высоту и скорость, экипаж принял решение произвести посадку на аэродроме вылета и развернул самолет в сторону аэродрома. Об отказе двигателя экипаж сообщил по УКВ радиостанции диспетчеру а/п Мещура. Так как самолет продолжал полет со снижением, экипаж не мог долететь до аэродрома и принял решение произвести посадку на небольшую площадку с вырубленным лесом или же на дорогу, проходящую вблизи площадки (до которой было ближе, чем до площадки). Из-за малой высоты и скорости экипаж не смог дотянуть до намеченного места посадки и был вынужден произвести посадку на лес с высотой деревьев 25-30 м. Перед приземлением на скорости около 100 км/ч экипаж выпустил закрылки. При столкновении с деревьями с МК=340° в 3 км южнее а/п Мещура самолет разрушился. После падения на землю экипаж выключил зажигание и включил противопожарную систему, бензокран закрыть не смог (заклинило). Из-за разрушения топливных баков при столкновении с деревьями сразу же после падения возник пожар. Перед посадкой пассажирам была дана команда привязаться покрепче, а после падения – открыть входную дверь. Пассажир Ёлкин сразу после падения открыл дверь и выпрыгнул на землю. По его показаниям, в этот момент самолет был уже объят пламенем, а при открытии двери пламя начало распространяться в кабину фюзеляжа. Еще три пассажира покинули самолет через дверь. Экипаж после падения пытался открыть аварийный люк фонаря пилотской кабины, но его заклинило. Тогда второй пилот, который при падении самолета не пострадал, покинул самолет через правую форточку фонаря пилотской кабины. КВС, получивший резаные раны головы, пытался покинуть самолет через левую форточку, но из-за полученных ранений не смог этого сделать. Ему помог пролезть через форточку пассажир Коканин, который затем и сам после командира выбрался из самолета через левую форточку. Из-за скоротечности развития пожара и полученных ушибов остальные 6 пассажиров не смогли покинуть самолет и сгорели. Самолет впоследствии полностью сгорел.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 11 6
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП отказ техники, ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-42615
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 04.12.1963
Заводской номер ВС 1G40-16
Наработка ВС (часы) 4398
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КЛ 1414239


Сведения о рейсе

Номер рейса 96
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Коми УГА, Сыктывкарский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Мещура
Пункт назначения Княжпогост
Начальный пункт маршрута Мещура
Конечный пункт маршрута Княжпогост


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     При осмотре деталей системы управления нормальным газом комиссией обнаружено, что на секторе управления нормальным газом отсутствует наконечник тяги управления, который обнаружен в пульте управления, а также валик его соединения с сектором газа. В отверстии под шплинт валика соединения сектора газа с тягой шплинт не обнаружен, также не обнаружена шайба под шплинт.
    Проведенным экспериментом установлено, что при отсутствии шплинта соединение работать не может, следовательно, разъединение могло произойти только по причине разрушения шплинта в последнем полете.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилось рассоединение тяги с сектором газа в пульте управления по причине разрушения шплинта, что привело к падению мощности двигателя и необходимости производства вынужденной посадки на лес.
    Истинная причина разрушения шплинта, контрящего палец в соединении «сектор газа – тяга» не установлена (шплинт не найден).
    Наиболее вероятной причиной могли быть:
    - установка при устранении люфта в этом соединении в АТБ Сыктывкарского ОАО 21.07.1967 шплинта, не соответствующего диаметру отверстия в пальце (налет после проведения работ составил 160 часов);
    - некачественный материал шплинта (отмечены случаи низкого качества шплинтов, особенно производства ПНР).
    Установлено также, что размеры пальцев, изготовленных или на ремонтных заводах АТБ или в ПНР (установить трудно, клейм нет) и диаметры отверстий под шплинт имеют значительные отклонения от чертежных размеров. Палец с отклонениями диаметра отверстия под шплинт от чертежных размеров был установлен (или не выбракован) в АТБ СОАО 21.07.1967.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.