Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Грузинского УГА близ Батуми
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 сентября 1966 г.
Время:  10:03
Страна:  СССР
Место происшествия:  Черное море, 2 км от мыса Цихисдзири
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-96224
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское УГА, Сухумская ОАЭ
Рейс:  Г-72
 


Описание
    Экипаж выполнял рейсы Г-71/72 Сухуми – Поти – Батуми и обратно. В 09:30 произведена посадка в Батуми. После подготовки к полету, посадки 10 пассажиров и загрузки 20 кг багажа взлет в обратный рейс произведен в 09:51. Полетный вес и центровка не выходили за установленные пределы.
    Прогноз погоды по маршруту предусматривал: облачность 2-5 баллов, кучевая, мощно-кучевая 600-1000 м, видимость более 10 км, ветер 100-120° 20-30 км/ч.
    Через 10 минут после взлета, выполняя полет на заданной высоте 250 м на расстоянии около 2 км от береговой черты, экипаж почувствовал двукратное вздрагивание и падение тяги двигателя, после чего он отказал полностью. Солдат-пограничник, находившийся на боевом посту и наблюдавший полет самолета, показал, что перед снижением появлялся кратковременно дым черного цвета. Экипаж, предполагая отказ бензосистемы, действием альвеера (насоса ручной подкачки топлива), помпой приемистости и заливным шприцом, пытался восстановить работу двигателя, однако безуспешно. Одновременно КВС довернул самолет вправо к берегу. О случившемся по радио экипаж сообщить не успел, так как был всецело занят восстановлением работы двигателя и пилотированием самолета. Ввиду того, что берег в районе Цихисдзири обрывистый, с рифами у берега, и не пригодный к посадке, КВС принял решение приводниться у стоявшего неподалеку рыболовного судна. Перед приводнением (на траверзе мыса Цихисдзири) он дал команду пассажирам открыть входную дверь и по приводнении покинуть самолет. В момент касания самолета колесами шасси о воду (в 10:03 мск) часть пассажиров и экипаж, вследствие мгновенного торможения, получили травмы. После приводнения пассажиры, помогая друг другу, покинули самолет через дверь, а экипаж – через предварительно открытые форточки фонаря пилотской кабины. Самолет после касания колесами стал зарываться двигателем в воду и медленно погружаться, переходя в вертикальное положение. Через 7-8 минут после приводнения он затонул.
    Капитан рыболовного судна, увидев необычно снижающийся самолет, дал команду гребному баркасу немедленно направляться к самолету, который приводнился от них в 500-600 м. Команда судна подобрала 9 пассажиров и 2 членов экипажа. Все они получили ушибы и травмы различной степени и доставлены в больницу г. Батуми.
    Самолет обнаружен 13 сентября и на следующий день поднят с глубины 34-36 м в 1 800 м от берега. В самолете обнаружен пассажир, который получил при приводнении значительные травмы головы, находился или в бессознательном или в шоковом состоянии и утонул вместе с самолетом.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 10 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-96224
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 11.06.1966
Заводской номер ВС 1G72-08
Наработка ВС (часы) 327
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К 14226134


Сведения о рейсе

Номер рейса Г-72
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское УГА, Сухумская ОАЭ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Батуми
Пункт назначения Поти
Начальный пункт маршрута Батуми
Конечный пункт маршрута Сухуми (Бабушера)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     При вскрытии агрегатов двигателя совместно с представителями ПНР было обнаружено разрушение пружин прерывателя обоих магнето (самолет был выпущен 11.06.1966, налетал 327 часов и находился на гарантии). Все остальные агрегаты двигателя и системы самолета, кроме магнето, работали нормально. Польская сторона категорически отказалась признавать вину завода-изготовителя, ссылаясь на якобы имевшиеся недостатки при эксплуатации двигателя, ошибочные действия экипажа и тп.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной АП явился полный отказ двигателя в результате прекращения искрообразования из-за разрушения пружин прерывателей обоих магнето.
    Действия экипажа были правильными, за исключением упущений при производстве посадки, а именно: - командиром перед посадкой не была дана команда пассажирам привязаться ремнями; - не выключено зажигание и не перекрыто бензопитание; - об отказе двигателя не сообщено по радио диспетчерской службе.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.