Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Казахского УГА в Восточно-Казахстанской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 мая 1967 г.
Время:  09:35
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Восточно-Казахстанская область, 21 км юго-западнее н.п. Алексеевка
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-05604
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Усть-Каменогорский ОАО
 


Описание
    Экипаж 157 летного отряда выполнял внерейсовый полет по перевозке пассажиров - учащихся ГПТУ №8 г. Усть-Каменогорска (юношей 1949-1951 гр, обучавшихся на каменщиков), направлявшихся на практику в пос. Алексеевка Восточно-Казахстанской области Казахской ССР.
    Прогноз погоды по маршруту Усть-Каменогорск – Алексеевка (04:45 мск – 12:00 мск, разница с местным временем 3 часа) предусматривал: погода по трассе обусловлена малоподвижным холодным фронтом, облачность 5-8 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая, высотой 400-600 м, облачность 2-5 баллов разорвано-дождевая 300-500 м (над пролетаемой местностью) в конце трассы, видимость 6-10 км, на обратном пути грозовое положение, болтанка.
    Взлет произведен в 07:52 местного времени. На борту находилось 10 пассажиров. Полет на участке маршрута Усть-Каменогорск – Курчум проходил на безопасной высоте в благоприятных метеоусловиях. При подлете к а/д Курчум командир ВС получил указание диспетчера а/п Усть-Каменогорск следовать до а/п Буран.
    В 09:26 экипаж передал о пролете а/п Буран на эшелоне 1 200 м, что соответствовало расчетной безопасной высоте участка маршрута Буран – Алексеевка. Диспетчер а/п Буран также зафиксировал пролет Ан-2 визуально. В 09:29 на этой же высоте Буран пролетел самолет Ан-2 №44930, также следовавший на Алексеевку. Около 09:35 КВС передал борту №44930, следовавшему за ним: «Возвращайся назад». В ответ КВС этого самолета передал: «Я уже вернулся». В дальнейшем борт №05604 на вызовы не отвечал.
    Самолет был обнаружен в 21 км юго-западнее н/п Алексеевка, в 6 км от оси маршрута, в горах на абсолютной высоте 970 м. Все находившиеся на борту погибли. Самолет столкнулся со скальным склоном с уклоном 70° горы Айна-Сулак (1 121 м) в 30 м от гребня, полностью разрушился и сгорел по 15 шпангоут. Катастрофа произошла между 09:35 и 09:40 местного времени.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 10 10
На земле   0
Всего погибших 12


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-05604
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 12.01.1955
Заводской номер ВС 15147303
Наработка ВС (часы) 11023
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ЛС 122426


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Усть-Каменогорский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Усть-Каменогорск
Пункт назначения Алексеевка
Начальный пункт маршрута Усть-Каменогорск
Конечный пункт маршрута Алексеевка


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено:
    1) После пролета а/п Буран в районе гор экипаж встретил облачность с осадками, нижняя граница которой была ниже высоты полета. Вместо немедленного возврата на аэродром вылета, КВС снизился ниже безопасной высоты и вошел в облачность. Выполняя полет в облаках на высоте ниже безопасной, он принял запоздалое решение произвести возврат. При выполнении левого разворота с креном около 15°, развернувшись на 130° от линии следования, самолет в горизонтальной плоскости столкнулся со склоном горы.
    2) Ст. диспетчер при выпуске самолета допустил нарушения: разрешение на вылет экипажу дал по прогнозу, составленному без учета направления маршрута, и не назначил запасной аэродром при наличии прогноза по пункту посадки Алексеевка, предусматривавшего погоду ниже минимума аэродрома.
    3) Диспетчер АДП оформил разрешение на вылет без запасного аэродрома.
    4) Дежурный синоптик в нарушение НМО ГА выдала прогноз погоды по маршруту Усть-Каменогорск – Алексеевка без указания промежуточных пунктов, определяющих направление полета.
    В результате этих нарушений наиболее ответственный участок маршрута Буран – Алексеевка при сложившейся метеообстановке не анализировался.
    По показаниям экипажа Ан-2 (№44930) и очевидцев, находившихся в непосредственной близости к месту происшествия, установлено, что фактическая погода в этом районе характеризовалась низкой облачностью, закрывавшей подножье гор, и выпадением осадков.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главная причина – столкновение самолета с горой в результате невыдерживания КВС расчетной безопасной высоты полета.
    Сопутствующие причины:
    1) неоправдавшийся прогноз погоды на участке маршрута Буран – Алексеевка, выданный синоптиком АМСГ Усть-Каменогорска и составленный в нарушение §138 НМО ГА.
    2) неудовлетворительное управление полетом ст. диспетчером а/п Усть-Каменогорск
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.