Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Казахского УГА в а/п Караганда
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 июня 1967 г.
Время:  18:26
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Караганда
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-71220
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Целиноградский ОАО
Рейс:  Х-447
 


Описание
    Экипаж 239 летного отряда выполнял рейс Х-447. Взлет в а/п Целиноград произведен в 17:42 местного времени. На борту находились 23 взрослых пассажира, 3 ребенка больших и 5 маленьких. Полет проходил по ПВП.
    Фактическая погода в аэропорту перед взлетом была: облачность 10/6 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая 1500 м (по глазомеру) верхняя, гроза с дождем, видимость 8 км, ветер 260° 6-8 м/с.
    По маршруту с 17:40 до 18:30 прогнозировалось: облачность 3/6 баллов, кучево-дождевая, мощно-кучевая 1000-1500 м, верхняя, видимость более 10 км, гроза в начале маршрута, болтанка.
    По показаниям штурмана, в наборе высоты после взлета экипаж почувствовал, что для отклонения руля высоты требуются значительные усилия. У экипажа возникли сомнения в нормальной работе органов управления рулем высоты. После набора заданного эшелона 1200 м КВС дал команду второму пилоту проверить состояние тросов управления рулем высоты в хвостовом отсеке. По показаниям пассажиров, летчик-казах (второй пилот) вышел из пилотской кабины и попросил пассажиров с двух сидений последнего ряда пересесть на свободные места передних рядов. После этого он прошел в хвостовой отсек, попросив пассажирку подержать дверь, чтобы она не закрывалась. Осмотрев отсек, летчик вышел, перенес несколько чемоданов багажа пассажиров с задних рядов вперед и вернулся в пилотскую кабину.
    После возвращения второго пилота в пилотскую кабину, по показаниям штурмана, пилотирование самолета по-прежнему осуществлялось с большими усилиями, самолет шёл неустойчиво, плохо реагируя на руль высоты, из снижения переходил в набор высоты, как будто полет проходил при сильной болтанке. Решения о возврате в а/п Целиноград экипаж не принял, так как фактическая погода в а/п Караганда была лучше, диспетчеру о ненормальности работы материальной части за все время полета не докладывал.
    Фактическая погода в а/п Караганда при заходе на посадку была следующей: облачность 6/2 балла, кучевая 1500 м, верхняя, видимость 30 км, ветер 240° 7 м/с, температура воздуха +28°С.
    Заход на посадку производился с МКп=224°. По показаниям очевидцев, снижение самолета после четвертого разворота производилось без заметных отклонений от обычных полетов других самолетов. На снижении были полностью выпущены щитки. В 18:26 самолет коснулся основными шасси о ВПП с перелетом посадочного знака на 20-30 м, на скорости около 120 км/ч, после чего резко взмыл на высоту 10-15 м. В этих условиях, по показаниям штурмана, командир самолета дал команду: «Уходим на второй круг, взлетный режим». По этой команде штурман установил двигателям взлетную мощность. После увеличения мощности двигателей самолет продолжал набирать высоту с увеличением угла атаки и тангажа и потерей скорости. На высоте 20-25 м самолет вышел на закритические углы атаки, потерял скорость и свалился на левое крыло и нос. При падении с углом траектории около 60° с левым креном самолет ударился о бетонную ВПП в 9 м от левой обочины и в 405 м от начала ВПП. Угол при ударе самолета о землю составил 30-35° относительно продольной оси самолета и ВПП. Самолет полностью разрушился и частично сгорел. 7 пассажиров, в том числе 1 ребенок большой и 2 ребенка маленьких, а также КВС и второй пилот, погибли. Штурман и 10 пассажиров получили тяжелые ранения. Остальные пассажиры или получили легкие ранения или не пострадали.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 2
Пассажиры 31 7
На земле   0
Всего погибших 9


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-71220
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 08.08.1951
Заводской номер ВС 18439006
Наработка ВС (часы) 12927
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ЛС 121859 ЛС 121392


Сведения о рейсе

Номер рейса Х-447
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Целиноградский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Целиноград
Пункт назначения Караганда
Начальный пункт маршрута Целиноград
Конечный пункт маршрута Караганда


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     По заключению комиссии, наиболее вероятной причиной катастрофы явился отказ органов управления рулем высоты. Сопутствующей причиной явилось ошибочное решение КВС об уходе на второй круг в создавшейся обстановке.
    В особом мнении два члена комиссии (представители технической подкомиссии) считают, что в Заключении следует написать, что главная причина катастрофы не установлена, а указанные в Заключении главную и способствующую причины считать в равной степени вероятными, при этом в формулировке первой причины указывать не «отказ органов управления РВ» а «возможность частичного отказа органов управления РВ».
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.