Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Дальневосточного УГА в Амурском районе Хабаровского края
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  02 марта 1966 г.
Время:  18:57
Страна:  СССР
Место происшествия:  Хабаровский край, Амурский район, 16 км западнее с. Голубичное
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-79860
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, 2-й Хабаровский ОАО
 


Описание
    Командир звена 143 летного отряда проводил тренировочный полет в зоне по проверке техники пилотирования командира самолета после его выхода из отпуска.
    Прогноз погоды с 11 до 16 часов мск предусматривал – облачность 10 баллов, куч.-дожд. 600-1000 м от уровня а/д Хабаровск, 10 баллов средняя, снег, видимость 2-4 км, ветер 240° 30-40 км/ч.
    Взлет произведен в 10:57. Выполнив два визуальных полета по кругу на а/д Хабаровск-2, с разрешения диспетчера СКП а/д Хабаровск-1, данного в 11:44, экипаж приступил к следованию в зону тренировочных полетов с центром над селом Голубичное на высоте 200 м. Прибыв в зону, экипаж попросил разрешение занять высоту 800 м. Получив разрешение, в 11:31 экипаж доложил занятие высоты 800 м и приступил к выполнению задания.
    В 12:06 экипаж на вызовы диспетчера а/д Хабаровск-2 не ответил. Самолет обнаружен на следующий день в 16 км западнее ст. Голубичная разрушенным и частично сгоревшим. Оба летчика погибли.
    Установлено, что в 11:57 мск самолет столкнулся с землей под углом 20-25° с левым креном 12-15° на скорости 250-300 км/ч. Первый удар произошел шасси и левой полукоробкой крыльев. После удара самолет отделился от земли и с вращением против часовой стрелки пролетел 50-60 м. При этом разрушились левая полукоробка, воздушный винт, головки цилиндров №6 и 7, капот двигателя, пассажирская и грузовая двери, фонарь кабины, левая половина стабилизатора и руля высоты и другие детали самолета. Затем он вторично ударился воздушным винтом и левой стороной передней части фюзеляжа о землю. При этом воздушный винт с носком картера оторвался от двигателя и остался на месте удара. Двигатель оторвался и отлетел на 90 м вперед. Пилотов выбросило вместе с креслами на 18-20 м по направлению движения. Правое верхнее крыло отлетело на 30-35 м вперед и влево.
    В месте расположения бензобаков имеются следы пожара. Закрылки убраны, триммеры в нейтральном положении, 4-х ходовой бензокран находится в положении «открыты обе группы баков».
    До высоты 200 м вертикальная скорость снижения составляла 5-7 м/с, с высоты 200 м – 21 м/с.
    Погода в зоне полетов была: облачность 10 баллов, 1000-1500 м, снег, видимость 4 км с возможным ухудшением в снежных зарядах до 1-2 км.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-79860
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.06.1961
Заводской номер ВС 116347302
Наработка ВС (часы) 4792
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ЛС 123568


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, 2-й Хабаровский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Хабаровск (МВЛ)
Пункт назначения Хабаровск (МВЛ)
Начальный пункт маршрута Хабаровск (МВЛ)
Конечный пункт маршрута Хабаровск (МВЛ)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: истинную причину катастрофы установить не удалось. Наиболее вероятной причиной является возникновение пожара в воздухе. Это можно подтвердить:
    а) большим беспрерывным вертикальным снижением самолета с рабочей высоты полета зоны до земли, что подтверждается барограммой;
    б) большим углом подхода самолета к земле и с левым креном, что дает возможность предположить о скольжении самолета;
    в) наличием обгоревшей обшивки пилотской кабины (фанеры, обтянутой дерматином), находящейся в значительном удалении от очага пожара на месте происшествия;
    г) обгоревшей верхней одеждой пилота;
    д) обгоревшей правой плоскостью, находящейся на значительном удалении от основного очага пожара на месте происшествия;
    е) обнаружением остатков левой форточки пилотской кабины, зафиксированной в своей направляющей в полуоткрытом состоянии.
    В то же время, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, следов копоти в дыхательных путях обоих погибших не обнаружено.
    Согласно заключению ГосНИИ ГА, никаких отказов техники до момента столкновения с землей не было.
    В особом мнении 4 члена комиссии (гл. инженер ДВ УГА, начальник ЛЭРМ а/п Хабаровск и два ст. инженера ОИАС ДВУ ГА) не согласны, что вероятной причиной катастрофы может быть пожар на борту и предполагают, что, пилотируя в условиях снегопада, экипаж допустил полет по спирали с разгоном скорости более 260 км/ч и вертикальной скорости более 10 м/с, что допускалось другими экипажами 2-го ХОАО при выходе из зоны в тренировочных полетах.
    В приказе начальника ДВУ ГА указано, что причина катастрофы не установлена, а вероятными причинами названы:
    1) пожар на борту, при экстренном снижении путем скольжения экипаж допустил разгон большой скорости и своевременно не прекратил скольжение;
    2) потеря пространственного положения в результате попадания в снежный заряд при выполнении пилотажа в зоне.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.