|
|
|
Катастрофа Ан-2 Таджикского УГА в Горно-Бадахшанской АО |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 07 сентября 1966 г.
Время: 12:35
Страна: СССР
Место происшествия: Таджикская ССР, Горно-Бадахшанская АО, 60 км западнее н.п. Мургаб
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-79816
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Таджикское УГА, Душанбинский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 178 летного отряда выполнял полет по заявке Памирской геологоразведочной экспедиции. Целью полета была перевозка из Мургаба 1 500 кг дров в зимовье Базардара (45 км юго-западнее Мургаба). В а/п Душанбе на борт было загружено 3 бочки с авиабензином для заправки самолета на оперативных точках, а также служебный груз (общий вес груза 682 кг). Также на борту находилось 4 служебных пассажира и их багаж весом 40 кг. Взлет из а/п Душанбе производился с превышением допустимого полетного веса на 223 кг. Время взлета – 09:08 мест.вр. Полет проходил на эшелоне 4 000 м при следующих метеоусловиях: ясно, видимость более 10 км, ветер на высоте 4 000 м западный 30-40 км/ч.
В 11:30 экипаж доложил пролет Рушана на высоте 4 000 м. Диспетчер РДП разрешил следовать на Мургаб, так как перед полетом была договоренность, что при наличии ясной погоды командир самолета будет выполнять полет от Рушана на Мургаб через Сарезское озеро. В 12:00, когда диспетчер предупредил экипаж о встречном вертолете, экипаж доложил, что находится между Рушаном и Мургабом. Через некоторое время встречный вертолет Ми-4 №31536 доложил о расхождении с Ан-2. В 12:16 КВС Ослов доложил диспетчеру а/д Хорог, что он прошел Сарезское озеро в 12:15, а в 12:21 передал в Душанбе, что находится в районе Сарезского озера на высоте 4 000 м. После этого самолет больше на связь не вышел и в Мургаб не прибыл.
09.09.1966 командир 178 летного отряда на вертолете Ми-4 обнаружил остатки сгоревшего самолета в районе слияния рек Мургаб и Зап. Пшарт в 60 км западнее Мургаба. Все находившиеся на борту погибли. По остановившимся часам установлено время катастрофы – 12:35 (09:35 мск).
Комиссия установила, что самолет следовал строго по маршруту Рушан – Мургаб на высоте 4 000 м. После пролета слияния рек Мургаб и Зап. Пшарт, где имелась достаточная для вынужденной посадки площадка, Ан-2 вошел в ущелье, ограниченное по сторонам высокими хребтами, а по направлению полета – узкими воротами., образованными склонами гор на реке Мургаб. В этот момент на борту произошло что-то такое, что потребовало выполнения немедленной вынужденной посадки. Командир самолета в сложившейся обстановке принял единственно правильное решение – выполнять левую крутую спираль и попытаться сесть на берег реки. При выполнении левой крутой спирали с кренами до 70-80° с задросселированным двигателем на оборотах около 1500 об/мин самолет зацепился консолями левой полукоробки крыльев за склон северного хребта. Далее он задел нижней левой плоскостью, левой стойкой шасси и лопастью воздушного винта за большой камень. Левая нижняя плоскость и левая стойка шасси отделились от самолета, лопасти воздушного винта разрушились. Фюзеляж при ударе о камень деформировался и надломился по 13-му шпангоуту. Затем самолет ударился двигателем о выступ склона горы, встал на двигатель и перевернулся. При этом хвостовая часть развернулась на 180°. Курс падения был 285°. Самолет полностью разрушился и сгорел по 13 шпангоут. Бочки с бензином обгорели, у двух выбито дно, третья имеет трещину.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
4 |
4 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-79816 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.04.1961 |
Заводской номер ВС |
116047304 |
Наработка ВС (часы) |
5087 |
Наработка ВС (циклы) |
7483 |
Силовая установка |
6625245 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Таджикское УГА, Душанбинский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Душанбе |
Пункт назначения |
Мургаб |
Начальный пункт маршрута |
Душанбе |
Конечный пункт маршрута |
Мургаб |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
После заключений ГосНИИ ГА и судебно-медицинской экспертизы комиссия пришла к выводу, что причиной вынужденной посадки самолета явился пожар в воздухе. Об этом свидетельствуют:
1) на месте катастрофы найдена металлическая канистра, принадлежавшая геологу М., в которой был ацетон. Канистра была обогревшей, пустой и открытой, но без следов вздутий или взрыва;
2) по маршруту разрушения самолета найдены:
а) обгоревший шомпол для занавесок окон грузовой кабины;
б) входная дверь со следами воздействия высокой температуры изнутри и свежего моторного масла на обгоревших местах окраски;
3) обнаружены царапины от камней по обгоревшей обшивке хвостовой части фюзеляжа.
Найденный на месте катастрофы несгоревший лист топографической карты, также принадлежащей геологу М., дает основания предполагать, что этот геолог, вынимая указанную карту из своих личных вещей, случайно опрокинул канистру. Розлитый ацетон мог воспламениться от высокой температуры и наличия искрообразования на якоре электромотора ГИК или регулятора напряжения Р-25А.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главной причиной катастрофы явился пожар самолета в воздухе из-за воспламенения случайно пролитого ацетона.
Другие причины:
1) нарушение правил перевозки опасных грузов;
2) при полетах над резко пересеченной территорией ГБАО почти полностью исключается возможность выполнения вынужденных посадок самолетов Ан-2.
Виновники:
1) к-р 178 ло – разрешил перевозку бензина и не принял мер по организации контроля за выполнением правил перевозки опасных грузов;
2) нач. а/п Душанбе – также не принял мер по организации контроля за выполнением правил перевозки опасных грузов;
3) к-р Душанбинского ОАО – допустил отсутствие четкого порядка отправки бензина из Душанбе на оперативные точки при выполнении спецрейсов;
4) И.о. к-ра 2 аэ 178 ло – не осуществлял контроль за подготовкой экипажа и самолета к вылету при наличии груза бензина на борту;
5) КВС –
а) взял на борт бочки с бензином без оформления груза через отдел перевозок;
б) взял пассажиров при наличии на борту опасного груза;
в) не проконтролировал груз геологов, в результате чего на борту оказалась канистра с ацетоном;
г) допустил перегруз 223 кг.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|