Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-24Б Красноярского УГА в а/п Красноярска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 апреля 1980 г.
Время:  20:05
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Красноярск (Северный)
Тип ВС:  Ан-24Б
Регистрация ВС:  CCCP-47732
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Красноярское УГА, Енисейский ОАО
Рейс:  151
 


Описание
    Экипаж 127 летного отряда выполнял рейс №151. На борту находилось 47 взрослых пассажиров (в том числе более 30 работников Лесосибирского ЛДК-1, возвращавшихся с экскурсии в Новосибирск) и двое детей.
    Взлет в а/п Красноярск произведен в 14:58 мск (18:58 местного вр.). При взлете на скорости 85 км/ч произошло разрушение нижней части цилиндра с хомутом правой стойки шасси, от чего возникла вибрация. Экипаж, не имея информации о вибрации, продолжил взлет. При уборке шасси правая амортстойка не встала на замок убранного положения. Бортмеханик визуально обнаружил разрушение верхнего узла крепления шлиц-шарнира и разворот тележки вправо на 30°. КВС доложил о произошедшем службе движения. Руководитель полетов (РП) и находившийся на аэродроме начальник инспекции КрУГА приняли решение о производстве посадки на аэродроме вылета. Вследствие размокания ГВПП и ее пересечения двумя бетонными РД было принято решение о посадке самолета на грунтовое летное поле МВЛ размерами 700х320х200 м. В направлении максимальной длины полосы было выложено посадочное «Т» (с МКпос=215° на северо-восточной границе площадки). Для выработки топлива экипаж выполнял полет над аэродромом. Для осмотра состояния шасси с земли и подбора направления посадки экипаж выполнил два захода на посадку с МКпос=190° со снижением до 20-50 м и последующим уходом на второй круг. Последний заход на посадку выполнялся с выпущенными шасси и с заданным РП курсом посадки 190°. Посадка производилась через 13 минут после захода солнца на немаркированную и необорудованную светотехническими средствами площадку. Перед четвертым разворотом экипаж выпустил закрылки на 15° и попросил убрать самолет Ил-76, находившийся на исполнительном старте на ИВПП в створе их захода на посадку. На высоте 100 м был зафлюгирован правый двигатель и довыпущены закрылки до 38°. Вследствие повышенной поступательной скорости (225 км/ч) экипаж на высоте 15-20 м убрал РУД левого двигателя в положение земного малого газа. Возникшая при этом авторотация воздушного винта вызвала прогрессирующее кренение влево. Для его парирования экипаж был вынужден отклонить элероны вправо на величину более половины хода штурвала.
    В 16:05 мск (20:05 мест. вр.) самолет с МКпос=185° приземлился на левую стойку шасси с перелетом посадочного «Т» на 100 м и в 8 м с правой стороны от створа знака на скорости 205 км/ч с левым креном 2,5° и перегрузкой 1,4 ед. После приземления винт левого двигателя снят с упора. Первые 175 м после касания самолет двигался с курсом посадки, далее с плавным разворотом влево 5°. На пробеге в 70 м от места первого касания земли на скорости около 190 км/ч произошло отделение тележки шасси со штоком от цилиндра правой амортизационной стойки вследствие ее касания о землю. Последние 70-80 м самолет устойчиво двигался на разрушенном цилиндре правой стойки шасси. В 300 м от места первого касания (в 232 м от стоявших по направлению движения самолетов) на скорости 155 км/ч экипаж уменьшил отклонение штурвала влево, затем на скорости 130 км/ч энергично дал полностью правую ногу для предупреждения столкновения с самолетами на стоянке. В результате погружения в грунт цилиндра правой амортстойки и последующего полного отклонения руля направления самолет резко (с угловой скоростью 24°/сек и перегрузкой 2,1 ед.) развернулся вправо и остановился с МК=250-260° в 32 м от пересекающей его путь РД №5, на которой стоял самолет Ан-24 (далее в направлении пробега находились стоянки, занятые самолетами Ан-24 и Як-40). В 35 м справа от места остановки находились списанные самолеты Ил-14 и Ил-18. Слева в 76 м находилась свалка металлолома высотой более 2 м. Всего длина пробега составила 499 м.
    В результате действий нерасчетных перегрузок при ударе самолета на скорости 130 км/ч разрушенной правой стойкой шасси о землю вследствие резкого разворота самолета экипажем вправо во избежание столкновения с препятствием (самолетом Ан-24 на РД) по направлению пробега произошло разрушение правой части центроплана с разрывом правых мягких топливных баков. Вытекшее из баков топливо воспламенилось. На земле в районе носовой части фюзеляжа возник пожар. Пожарные машины были размещены в 800 м от места остановки самолета и прибыли к нему через 2 минуты, ликвидировав пожар за 1 минуту. Пассажиры с помощью экипажа покинули самолет до прибытия аварийно-спасательных расчетов, в основном, через входную дверь. Трое пассажиров покинули самолет через левый аварийный люк. Двое из них (обе женщины) получили тяжелые ожоги (выпрыгнув в огонь) и скончались в больнице 16 и 17 апреля. Еще одна женщина получила ожоги лица внутри самолета от проникшего в салон через этот люк пламени. Авиатехник аэропорта, помогавший эвакуировать пассажиров, получил легкие травмы. Остальные пассажиры и члены экипажа не пострадали.
    Кроме разрушения правой части центроплана на самолете деформировались балки пола в районе шпангоутов 27-30. Носовая часть фюзеляжа по шпангоут 17 между стрингерами 1-37, капот правой мотогондолы и правые мягкие топливные баки были повреждены пожаром. Разрушение конструкции центроплана началось не менее чем за 80 м до места остановки самолета.
    Фактическая погода в момент происшествия была: облачность 9 баллов верхняя, средняя, видимость 10 км, ветер 30° 2 м/с.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 0
Пассажиры 49 2
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП отказ техники, недостатки в конструкции, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-24Б
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-47732
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 23.11.1966
Заводской номер ВС 69900905
Наработка ВС (часы) 20695
Наработка ВС (циклы) 21132
Силовая установка Н47542059 Н4212085


Сведения о рейсе

Номер рейса 151
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Красноярское УГА, Енисейский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Красноярск (Северный)
Пункт назначения Енисейск
Начальный пункт маршрута Красноярск (Северный)
Конечный пункт маршрута Енисейск


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     1) Разворот тележки правой амортстойки вправо, явившийся причиной ее неуборки после взлета, произошел вследствие разрушения хомута с цилиндром с вырывом их частей вместе с проушинами крепления верхнего звена шлиц-шарнира на разбеге при взлете самолета. Разрушение нижней части цилиндра правой стойки с хомутом произошло из-за ее недостаточной усталостной прочности.
    2) Разрушение конструкции планера и пожар на самолете явились следствием возникновения нерасчетных нагрузок при резком развороте самолета вправо на последнем участке пробега.
    3) Руководитель полетов, начальник инспекции КрУГА, зам. ком. Красноярского ОАО по летной работе и прибывший на аэродром командир ОАО неудовлетворительно организовали прием самолета и не дали должной оценки опасности столкновения с препятствиями на пробеге:
    а) приняли решение о посадке самолета с МК=215° на ограниченную по размерам площадку с попутным ветром скоростью 2 м/с в нарушение РЛЭ Ан-24;
    б) Руководитель полетов проявил пассивность и не обеспечил четкое руководство со старта. Управление заходом на посадку передал диспетчеру посадки, находившемуся в закрытом помещении и не имевшему возможности производить наблюдение за посадкой самолета с рабочего места. При выложенном посадочном «Т» с курсом 215° задал курс посадки 190° в направлении препятствий.
    4) РЛЭ Ан-24 не содержит рекомендаций по выполнению посадки с разрушенной основной стойкой шасси. Методика выполнения посадки при невыпустившейся основной стойке шасси с выключением одного двигателя усложняет пилотирование и полностью исключает возможность ухода на второй круг при угрозе безопасности посадки. Рекомендуемая РЛЭ посадка с отворотом на 10-15° в сторону исправной ноги шасси при сохранении прямолинейности первой половины пробега может привести к выкатыванию самолета за пределы ВПП.
    5) Отсутствует анализ посадок самолетов Ан-24 с разрушенным узлом крепления к амортстойке верхнего звена шлиц-шарнира, имевших место за последние годы, не изучены устойчивость и управляемость самолета на пробеге при посадке на одну основную ногу шасси, не определены вероятная посадочная дистанция и длина пробега.
    6) Меры, принимаемые по предупреждению разрушений амортизационных стоек самолетов Ан-24 и Ан-26, недостаточны.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Причиной катастрофы является разрушение правой амортизационной стойки шасси и прием самолета на непригодное по размерам для самолетов Ан-24 летное поле МВЛ в направлении стоянок самолетов.
    Переданное экипажу указание о посадке на грунт с МК=190° было необоснованным ввиду ограниченных (700 м) размеров грунтового поля МВЛ и наличия попутной составляющей ветра 2-4 м/с. Прием самолета в а/п Енисейск на грунтовую, замерзшую и покрытую укатанным снегом полосу или (что в исключительных случаях предусмотрено РЛЭ) на ИВПП с большей вероятностью могло обеспечить благополучный исход полета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.