Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Северного УГА на посадочной площадке Фариха
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  12 декабря 1971 г.
Время:  16:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Архангельская область, НАО, пос. пл-ка Фариха
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-55567
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северное УГА, 2-й Ленинградский ОАО
 


Описание
    Экипаж 74 летного отряда выполнял полет по маршруту Нарьян-Мар – Фариха – Нарьян-Мар ночью с целью перевозки груза. Прогноз и фактическая погода не препятствовала выполнению задания. В этот день экипаж уже выполнил полеты по двум маршрутам (4 часа налета). Взлет в а/п Нарьян-Мар произведен в 15:53, посадка в пункте назначения – в 16:33. На посадочной площадке Фариха экипаж принял на борт груз рыбы (наваги) в мешках весом 1155 кг. Взлет был произведен в 16:43 с МК=200° при следующей фактической погоде: высота облачности 1000 м, видимость 15-20 км, ветер 3 м/с, температура -3°С (прогноз погоды с 14:30 до 18:00 предусматривал облачность 3-6 баллов слоисто-кучевую, 600-800 м, видимость 6-10 км, ветер переменный 2-5 м/с).
    После взлета экипаж набрал высоту 50-60 м и выключил фары. Через 5-6 секунд после выключения фар самолет начал резко терять высоту и под углом 20-25°, развернувшись на 90° влево от курса взлета, столкнулся с поверхностью льда, разрушился и сгорел. Двигатель при столкновении не работал (винт не вращался). Катастрофа произошла в 16:45, в 1124 м от ВПП (1594 м от начала взлета) и в 106 м левее ее оси.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-55567
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 14.12.1954
Заводской номер ВС 14847312
Наработка ВС (часы) 12407
Наработка ВС (циклы) 15660
Силовая установка КЛ 8215075


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северное УГА, 2-й Ленинградский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Фариха
Пункт назначения Нарьян-Мар
Начальный пункт маршрута Фариха
Конечный пункт маршрута Нарьян-Мар


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Первоначально комиссия сделала заключение, что предположительной причиной АП явился отказ в работе двигателя в наборе высоты до первого разворота. Экипаж в создавшейся сложной обстановке не справился с техникой пилотирования и выполнением вынужденной посадки.
    В ГосНИИ ГА были проведены исследования узлов и агрегатов самолета, согласно заключению, отказов двигателя, механизма управления закрылками УЗ-1А, карбюратора АКМ-62ИРА и его автокорректора, регулятора оборотов Р9СМ-2, магнето БСМ-9, не было.
    Материалы расследования были переданы в Академию ГА, специалисты которой сделали заключение, что:
    1) снижение самолета произошло под значительным углом к горизонту;
    2) удар о лед произошел одновременно обоими лыжами, затем нижним и верхним крыльями и двигателем;
    3) скорость снижения была достаточно большой;
    4) фары были выключены, а закрылки отклонены на 15-20°;
    5) триммер находился во взлетном положении;
    6) воздушный винт не вращался;
    7) ограничительная сетка не повреждена.
    Установлено, что через 270 м разбега самолет перешел в режим набора со средней скоростью 110 км/ч и скороподъемностью 1,7 м/с под УНГ 3°20’. Расстояние от точки отрыва до места столкновения 1324 м. Полет проходил в темноте, что исключало возможность визуального определения расстояния до земли.
    Анализ указанных обстоятельств показывает, что причиной ЛП явился перевод самолета в область вторых режимов, который мог произойти в силу следующих обстоятельств:
    1) резкого уменьшения тяги винтомоторной группы (падения оборотов винта из-за отказа двигателя или регулятора оборотов).
    2) нарушения техники пилотирования на взлете в результате потери ориентировки.
    Расчеты показывают, что снижение самолета происходило в режиме парашютирования с углом атаки 20-25° с высоты 65-70 м. При этом расчеты показали, что с неработающим двигателем обеспечивалось приземление с небольшой вертикальной скоростью (4 м/с) при угле снижения 0..8°. Самолет снижался с углом 20° со скоростью по траектории около 25 м/с.
    Выводы: ЛП произошло в результате перехода самолета в область вторых режимов на взлете и неправильного пилотирования его при дальнейшем снижении в темноте. В случае отказа винтомоторной группы, не допуская перехода самолета в режим парашютирования, необходимо, плавно отдавая штурвал от себя, вывести самолет на угол атаки примерно 4..6° с приборной скоростью 100-110 км/ч.
    В связи с заключениями ГосНИИ ГА и Академии ГА было проведено дорасследование с выдачей следующего заключения:
    Истинную причину ЛП установить невозможно ввиду разрушения и уничтожения в результате пожара большинства основных агрегатов, приборов контроля винтомоторной группы и узлов управления двигателем и самолетом. Непосредственной причиной ЛП явился переход самолета в область вторых режимов на взлете и его неправильное пилотирование при дальнейшем снижении в темноте.
    Сопутствующими причинами явились: нарушение программы подготовки и проверки техники пилотирования к ночным полетам КВС, что является нарушением приказа МГА №40-67 г.
    Вероятным виновником ЛП является экипаж самолета, косвенными виновниками являются к-р эск. 2-го ЛОАО, к-р 74 ло 2-го ЛОАО и к-р 2-го ЛОАО, нарушившие программу подготовки и проверки техники пилотирования КВС.
    Член комиссии (к-р 2-го ЛОАО) составил особое мнение, в котором не соглашается с тем, что экипаж мог допустить грубые ошибки в технике пилотирования, так как условия полета не отличались от тех, при которых проводилась тренировка экипажа и последующие самостоятельные полеты, а двигатель разрушился и сгорел, что ставит под сомнение возможность сделать однозначный вывод о его исправности в полете. По показаниям специалистов АТБ, накануне дня полетов и в день полетов наблюдалась неустойчивая работа (тряска) двигателя. К-р 2-го ЛОАО считает, что причиной ЛП явился частичный отказ двигателя с падением тяги, потерей скорости и переходом во второй режим. В создавшейся сложной скоротечной обстановке экипаж с пилотированием не справился.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.