Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Кировоградской ШВЛП ГА в районе а/д Лелековка
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 января 1966 г.
Время:  15:42
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Кировоградская область, близ н.п. Бол. Виска
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-02851
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Кировоградская ШВЛП ГА
 


Описание
    Согласно разрешения РП – к-ра 3 ао Кировоградской ШВЛП ГА Бокий Л.М. (здесь и далее все фамилии изменены), командир звена Гаус П.А. и пилот-инструктор Шинкевич Э.М. направлялись в зону №2 полетов на малой высоте, находящуюся в 13 км западнее аэродрома Лелековка. Целью полета было ознакомление Шинкевича Э.М. с зонами аэродрома, незнакомого для него, перед полетами с курсантами ШВЛП.
    Произведя взлет с а/д Лелековка в 14:27 и прибыв в зону, экипаж доложил: «Зону 2 занял, 100, разрешите задание». РП разрешил выполнять задание на высоте 100 м, докладывая погоду.
    Выполняя задание по облету зоны, экипаж об условиях полета не докладывал, на связь не выходил. РП Бокий только примерно через 1 час после взлета экипажа (в 15:30 - 15:40) начал вызывать борт, но ответа не последовало. Посланный в зону №2 командир эскадрильи Илюшенко В.Е., облетев зону на высоте 150 м, самолет Гауса не обнаружил. Далее зоны на запад Илюшенко не пошел из-за ухудшения погоды (высота облачности 150 м, видимость 1 500 м). Бокий Л.М., поняв , что с самолетом что-то случилось, а погода ухудшается, прекратил полеты и в 16:20 направил все самолеты на Центральный аэродром ШВЛП, куда затем перелетел сам и доложил начальнику школы о потере связи с экипажем Гауса. В это же время, в 16:05 – 16:10, начальнику школы позвонил сам Гаус П.А. и сообщил, что его самолет в 15:50 столкнулся с землей в районе 63 км железной дороги, и попросил помощь.
    Прогноз погоды по а/д Лелековка с 15:00 до 18:00 предусматривал: обл. 5-8 баллов, сл.-куч. 200-300 м, в начале срока 100-200 м, 3-7 баллов средняя, видимость 2-4 км, в начале срока 1000-2000 м, дымка, неустойчивая, в районе зоны №2 облачность 150-200 м, видимость 2 км, дымка.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-02851
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 27.02.1965
Заводской номер ВС 1G55-36
Наработка ВС (часы) 496
Наработка ВС (циклы) 1985
Силовая установка К14164123


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Кировоградская ШВЛП ГА
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Лелековка
Пункт назначения Лелековка
Начальный пункт маршрута Лелековка
Конечный пункт маршрута Лелековка


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено: утром в день происшествия полеты не проводились по метеоусловиям. К 12:00 погода несколько улучшилась и решением начальника школы полеты были разрешены по тренировочному минимуму (100х1000). К-р звена Гаус П.А. по плану полетов был направлен для полета с инструктором Синявским, но в связи с задержкой в подготовке самолета был отправлен на самолет №02851 пилота-инструктора Шинкевича Э.М. с задачей произвести перелет на а/д Лелековка и выполнить с ним полет по облету зоны. На Лелековке он должен был высадить группу курсантов и выполнять полет только с Шинкевичем. Однако, через 2 минуты после посадки на а/д Лелековка, не высадив курсантов, Гаус запросил взлет, который РП Бокий разрешил. После взлета, получив его разрешение на полет в зону, грубо нарушив указание к-ра эскадрильи по провозке пилота-инструктора по зонам аэродрома, Гаус, через 4-5 минут после взлета посадил на свое место (левое сиденье) курсанта Шепотова, а инструктору (на правом сиденье) дал указание работать с курсантом. Полет в зоне с Шепотовым производился 25-30 минут. Затем на место Шепотова сел курсант Богачков. Полеты с выполнением виражей и разворотов продолжались. Через 20 минут Шинкевич предложил Гаусу сесть вместо него в правое сиденье. При пересадке пилотирование самолета на высоте 100-110 м в условиях ограниченной видимости было оставлено на курсанте Богачкове, который впервые пилотировал Ан-2. После пересадки, видя, что самолет вышел из зоны западнее, курсанту была дана команда на разворот на 180° на курс 140°. Произведя разворот, курсант незаметно, постепенно терял высоту. Выйдя из разворота на заданный курс, имея высоту по барометрическому высотомеру около 100 м, самолет двигался в сторону тригонометрической вышки на истинной высоте 30-40 м. Увидев близко перед собой вышку, курсант решил отвернуть вправо, произвел это резко, а командир звена, сев вместо пилота-инструктора, надеясь на курсанта, самолетом не управлял и не успел после пересадки сосредоточиться. Поздно вмешавшись в управление, исправить положение Гаус не смог. В 15:42 самолет с левым креном и большим скольжением ударился левым, а затем правым колесом и двигателем о землю, перевернулся и разрушился. Самолет остановился в 64 м от места первого касания земли и в 154 м с недолетом до вышки. Фюзеляж разрушился с левой стороны полностью от 1 до 11 шпангоута, от 15 до 19 шпангоута деформирован, с правой стороны от 1 до 5 шпангоута полностью, до 15 шпангоута деформирован. Гаус и Богачков были выброшены из кабины и получили ушибы. Шинкевич и остальные курсанты находились в грузовой кабине. Курсант Шепотов получил тяжелые травмы, был доставлен в больницу н.п. Бол. Виска, где скончался через 5 часов. Остальные получили легкие травмы.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилось грубое нарушение к-ром звена Гаусом П.А. задания к-ра эскадрильи Илюшенко В.Е. по облету зоны с вновь назначенным в его звено пилотом-инструктором Шинкевичем Э.М., выразившееся в том, что он:
    - посадил в зоне на малой высоте на левом пилотском сиденье вместо себя курсанта Шепотова, а потом курсанта Богачкова, и дал указание пилоту-инструктору Шинкевичу выполнять с ними учебные ознакомительные полеты при погоде ниже минимума для учебных полетов по данному упражнению;
    - допустил пересадки курсантов в полете, а впоследствии и сам произвел пересадку на правое сиденье вместо Шинкевича на высоте, не обеспечивающей безопасность полета, в то время как управление самолетом в сложных метеоусловиях было предоставлено курсанту, не имеющему никакого опыта в пилотировании нового для него типа самолета и находившегося в нем для ознакомления, а не для пилотирования. В результате курсантом было допущено снижение до такой высоты, когда поздно обнаруживший сложившуюся обстановку Гаус не смог предотвратить столкновение самолета с землей.
    Способствующие причины:
    1) неправильный анализ и оценка метеообстановки в районе полетов а/д Лелековка; 2
    2) неудовлетворительная организация и руководство полетами в данный летный день в 3 ао и особенно во 2 аэ, выразившееся в том, что не было дано четких указаний экипажам о порядке перелета на учебный аэродром Лелековка и выполнении полетов при данных метеоусловиях, а командиру звена Гаусу П.А. – о выполнении им полетов с инструктором Шинкевичем Э.М. и с курсантами его группы.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.