Заход на посадку производился днем в ПМУ в условиях сильной болтанки с нарушением экипажем схемы захода, рубежей выпуска шасси и механизации крыла (пролет БПРМ с закрылками на 20° с последующим их довыпуском на 35°). Также был допущен ряд ошибок в технике пилотирования. Совокупность этих причин привела к созданию непосадочного положения самолета относительно ВПП на высоте принятия решения. В нарушение требований НПП ГА-78 решение об уходе на второй круг КВС не принял и продолжил снижение. Посадка производилась в условиях сильного бокового ветра, для парирования сноса экипаж создал угол упреждения. Опасная ситуация начала развиваться после посадки в момент опускания передней стойки шасси при не убранном угле упреждения и при неполном отклонении руля направления по сносу, что привело к потере самолетом путевой управляемости, так как угол скольжения самолета относительно ВПП превышал максимальный угол разворота переднего колеса в режиме «взлет-посадка». Началось неуправляемое движение самолета влево с одновременным смещением к левой обочине ВПП.
Развитию опасной ситуации способствовали ошибочные действия КВС, выразившиеся в неправильном принятии решения на выполнение посадки при тянущих усилиях на штурвале, вследствие неперекладки КВС стабилизатора для того, чтобы увеличить нагрузку на переднюю ногу шасси при пробеге в условиях бокового ветра, что является нарушением РЛЭ Як-40 п. 4.7.1.
Отклонение КВС руля направления и переднего колеса, торможение правого колеса, не смогли прекратить движение самолета влево. После разрушения пневматика правого колеса начался разворот самолета вправо относительно вертикальной оси со скольжением на левое крыло, что привело к значительным нагрузкам на основные опоры шасси. При ударе в асфальтную отмостку ИВПП и возникновению при этом значительных нагрузок произошло разрушение левой стойки шасси. Самолет опустился на левую консоль крыла и выкатился за пределы ВПП. Возник пожар. 14 пассажиров получили ранения.
|