Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ту-134ИК НИИ-17 МРП СССР
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 июня 1982 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Мурманская область, Близ Североморска
Тип ВС:  Ту-134ИК
Регистрация ВС:  СССР-65687
Авиакомпания:  МРП СССР, НИИ-17
 


Описание
    Самолет-лаборатория был основным элементом разрабатываемой системы обнаружения и слежения за подводными лодками вероятного противника. Под управлением экипажа ЛИИ им. Громова он перебазировался на аэродром Североморск-1 для участия в заключительном этапе испытаний с привлечением сил ВМФ. На борту находились 6 ведущих специалистов, принимавших участие в разработке системы, в том числе Главный конструктор.
    Снижение и заход на посадку проходили в условиях облачности и тумана, но погодные условия были выше минимума аэродрома и КВС. При снижении до высоты круга (600 м) самолет при сильном боковом ветре уклонился левее посадочного курса. КВС отключил автопилот, перешел на пилотирование в штурвальном режиме при включенном автомате тяги и произвел доворот на предпосадочную прямую. Курсоглиссадную систему экипаж не использовал, полагая, что бортовое оборудование неисправно. С удаления 15,5 км самолет стал снижаться с высоты круга с вертикальной скоростью 2-3 м/с. На удалении 12 км руководитель полетов пункта РСП дал команду на снижение по глиссаде. Вертикальная скорость снижения увеличилась до 7 м/с - значительно выше расчетной, что привело к снижению ниже глиссады. Одновременно, за 30 сек до столкновения с препятствием, началось уклонение влево от посадочного курса. За 25 сек до столкновения с препятствием срабатывала (на протяжении 2-х секунд) система предупреждения об опасном сближении с землей. Реакции экипажа не последовало. Траектория снижения осталась без изменения. Затем, за 22 секунды и за 15 секунд до столкновения с препятствием, руководитель полетов давал экипажу команду «Горизонт!», на которые экипаж также не отреагировал. При подаче второй команды самолет находился на высоте 300 м, ниже и левее глиссады. На высоте 250-240 м при уклонении от посадочного курса около 1 000 м штурман, до этого никаких действий не предпринимавший, подал команду: «Командир, уклоняемся влево. Вправо 20… Командир, доверни вправо!… Командир! Доворачивай вправо с набором!…». Реакции КВС не последовало. Второй пилот в управление не вмешался. Затем на высоте 206 м самолет задел трос-растяжку радиомачты на вершине сопки. КВС взял штурвал на себя. Через 7-8 сек после столкновения с препятствием самолет с положительным углом тангажа столкнулся с повышающимся склоном сопки, при движении по которому полностью разрушился и загорелся. КВС получил легкие ранения, остальные члены экипажа и служебные пассажиры погибли.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 10 9
Пассажиры 6 6
На земле   0
Всего погибших 15


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-134ИК
Регистрационный номер (id) ВС СССР-65687
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1979
Заводской номер ВС 62400
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания МРП СССР, НИИ-17
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Жуковский)
Пункт назначения Североморск-1
Начальный пункт маршрута Москва (Жуковский)
Конечный пункт маршрута Североморск-1


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации www.testpilot.ru






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.