Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Дальневосточного УГА в Солнечном районе Хабаровского края
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 июля 1965 г.
Время:  13:10
Страна:  СССР
Место происшествия:  Хабаровский край, Солнечный район, близ н.п. Горный, 65 км северо-западнее а/п Комсомольск (Хурба)
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-01201
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, 2-й Хабаровский ОАО
 


Описание
    Экипаж 143 летного отряда произвел взлет в 10:00 местного времени для выполнения полета по маршруту Комсомольск-на-Амуре (Хурба) – им. Полины Осипенко – Бриакан – Комсомольск-на-Амуре – Троицкое – Хабаровск.
    Прогноз погоды по маршруту Комсомольск – им. Полины Осипенко с 09:30 до 12:30 соответствовал личному минимуму КВС и минимуму трассы. При выполнении полета на высоте 1 200 м, через 40 минут полета, экипаж встретил облачность и изменил высоту полета до 950 м. Во время снижения самолет временами входил в облака. На высоте 950 м экипаж вышел на визуальный полет и в 11:20 произвел посадку в а/п Полины Осипенко. Грубо нарушив требования НПП ГА-58, экипаж вылетел, а начальник аэропорта выпустил самолет на Комсомольск через Бриакан без получения метеоконсультации и оформления бланка АВ-5 для пилота. Через 15 минут после взлета экипаж произвел посадку в Бриакане. Взлет на Комсомольск произведен в 12:20. На борту находилось 9 взрослых пассажиров и 1 ребенок. В результате незнания метеообстановки по маршруту экипаж выбрал неправильный эшелон полета 1500 м. Через некоторое время под самолетом стала появляться облачность, вначале 1-2 балла, затем все более плотная. Через 20 минут полета на высоте 1 500 м количество облачности под самолетом достигло 5-7 баллов. Экипаж не принял решение развернуться и выйти в район хорошей погоды, а стал производить снижение до безопасной высоты полета для установленного маршрута. Во время снижения экипаж часто заходил в облака, чем грубо нарушал ИПП по МВЛ 2-го ХОАО, предусматривающей полеты самолетов на МВЛ только визуально. При вылете из Бриакана экипаж заведомо взял увеличенный (на 7-8° больше ЗПМУ) курс полета. Во время полета над облачностью экипаж не мог вести качественной визуальной ориентировки, а радиоориентировку вообще не вел. При снижении с частыми попаданиями в облака ведение детальной ориентировки совсем исключалось. В результате совокупности этих причин самолет отклонился от заданной трассы вправо на 17 км, в сторону гор. Снизившись до высоты 600 м, самолет вошел в сплошную облачность. Через 5-6 минут полета на этой высоте экипаж, увидев перед собой верхушки деревьев, резко перевел самолет в режим набора высоты. В наборе самолет стал цеплять за вершины деревьев в направлении вверх по склону сопки высотой 1 220 м, разрушаться, и через 100 м от места первого удара о деревья столкнулся с землей и полностью разрушился. При разрушении двигателя возник пожар, в результате которого двигатель частично сгорел. Второй пилот получил тяжелые травмы и скончался на месте происшествия через 1,5-2 часа. Один пассажир получил легкие травмы. Остальные пассажиры и КВС невредимы. Катастрофа произошла в 13:10 на удалении 65 км северо-западнее а/п Комсомольск. Место катастрофы обнаружено с воздуха утром 22 июля.
    Прогноз погоды по маршруту Хабаровск –им Полины Осипенко с 02:00 до 06:30 мск (который экипаж не получал) предусматривал: полет в ложбине циклона, облачность 6-9 баллов, сл.-куч., 600-1000 м от уровня им. П. Осипенко, 7-10 баллов средняя. На участке Комсомольск – П.Осипенко в низинах туман, видимость 4-10 км, в тумане 1000 м , ветер 140° 20-30 км/ч. Горы на участке маршрута Комсомольск – П.Осипенко местами закрыты облаками.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 10 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-01201
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.09.1956
Заводской номер ВС 16847313
Наработка ВС (часы) 7863
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ЛС 13729


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, 2-й Хабаровский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Бриакан
Пункт назначения Комсомольск-на-Амуре
Начальный пункт маршрута им. Полины Осипенко
Конечный пункт маршрута Хабаровск (МВЛ)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы явилось столкновение самолета с земной поверхностью в горизонтальном полете в облаках.
    Главной причиной катастрофы явилось грубое нарушение командиром самолета ИПП по МВЛ 2-го ХОАО и НПП ГА-58:
    - при визуальном полете допустил полет за облаками и в облаках;
    - принял решение на вылет из П.Осипенко без прогноза погоды;
    - при составлении плана полета:
    а) не оценил обстановку и не выбрал наиболее простые и надежные условия выполнения полета на меньшей высоте под облаками;
    б) не уточнил способы ведения ориентировки в полете и перечисленные радиопеленги для контрольных ориентиров;
    в) не продумал возможные варианты изменения плана полета на случай ухудшения метеоусловий;
    - при выполнении полета из Бриакана в Комсомольск не придерживался установленного маршрута полета, допустив уклонение в сторону гор;
    - встретив под собой облачность, не возвратился в аэропорт вылета и не вышел в район хорошей погоды для изменения высоты полета.
    Другими причинами катастрофы явились:
    а) плохой контроль командно-летного и диспетчерского состава 2-го ХОАО за подготовкой и выполнением полетов экипажами на МВЛ;
    б) неудовлетворительное проведение предварительной и предполетной подготовки экипажами 143 ло;
    в) низкая требовательность командно-руководящего состава к экипажам в выполнении руководящих документов.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.