Самолет с экипажем а/к «Московские воздушные линии» выполнял полеты по договору лизинга с местной авиакомпанией African Air в Республике Заир. В день происшествия, днем в ПМУ, выполнялся грузовой рейс по перевозке продуктов питания и товаров народного потребления из а/п Ндоло (Киншаса). Кроме экипажа на борту находился гражданин Украины и сопровождающий груз гражданин Заира. ВПП была сухая, с асфальтовым покрытием, длиной 1700 м, шириной 30 м. Взлет выполнялся в 11:40 местного времени с закрылками, выпущенными на 25°. На 28-й секунде после начала взлета, при скорости 130 км/ч руль высоты был отклонен до 20° и оставался в таком положении до конца полета. На 32-й секунде от начала разбега угол тангажа увеличился на 3,5°, но самолет продолжал разбег в трехточечном положении, несколько разгрузив переднее колесо. На 39-й секунде скорость достигла 194 км/ч, что соответствует скорости подъема носового колеса при заявленной взлетной массе самолета 26 т. На 42-й секунде скорость достигла скорости отрыва 204 км/ч, но отрыва носового колеса не произошло, самолет продолжал движение в трехточечном положении. На 47-й секунде экипаж попытался прекратить взлет уборкой РУД, а через 3 секунды – снятием воздушных винтов с упора. Действия экипажа по прекращению взлета не предотвратили выкатывания самолета за пределы ВПП и аэродрома. Следы торможения на ВПП отсутствуют. Аэродром не имеет ограждения со стороны выходного торца ВПП. Сразу за ВПП, перпендикулярно ее оси, проходит дренажная канава, затем шоссе и за ним начинается городской рынок. В процессе выкатывания самолет ударился о бруствер дренажной бетонной канавы, выехал на территорию рынка, расположенного в створе ИВПП, продвинулся по торговым рядам около 240 м и загорелся от столкновения с рыночными постройками. Бортмеханик самолета погиб, остальные находившиеся на борту лица получили травмы.
В результате катастрофы, по сведениям Красного Креста, на земле погибло 297 человек и ещё 253 получили телесные повреждения различной степени.
Загрузку самолета выполняла авиакомпания African Air в отсутствии экипажа и без учета особенностей самолета. По расчетам, взлетная масса составляла 29200-34000 кг, то есть превышала максимально допустимую 27000 кг.
|