Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Северо-Кавказского ТУ МГА близ а/п Элиста
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 августа 1964 г.
Время:  12:32
Страна:  СССР
Место происшествия:  Калмыцкая АССР, близ Элисты
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-62730
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское УГА, Элистинская ОАЭ
 


Описание
    Экипаж в составе пилота-инспектора ЛШО СКТУ МГА, командира Элистинской ОАЭ и командира самолета выполнял тренировочный полет (тренировка командира самолета после отпуска).
    Взлет произведен в 12:25 в простых метеоусловиях (облачность 0-3 балла кучевая 1000-1500 м, видимость 4-10 км, ветер 290° 4 м/с). К-р Элистинской ОАЭ находился на левом сиденье, пилот-инспектор – на правом сиденье, командир самолета – в пассажирской кабине. Через 6-7 минут после взлета, когда самолет выполнял полет на высоте 200-250 м, очевидцы с земли услышали звук, похожий на «обрезание» двигателя, который продолжал работать, но на слух работал ненормально. Самолет стал резко снижаться. Из под капота появился черный дым, а затем пламя. На высоте 25-30 м очевидцы услышали хлопок. От самолета отделились отдельные детали. Самолет перешел в резкое снижение с левым креном, ударился о землю, перевернулся вверх колесами и сгорел по 15 шпангоут. Командир самолета погиб на месте происшествия, пилот-инспектор и к-р ОАЭ в тяжелом состоянии доставлены в больницу, где скончались в тот же день. Находившийся в сознании пилот-инспектор высказал предположение, что характер пожара напоминает выхлоп в карбюратор или взрыв паров бензина. Катастрофа произошла в 12:32 в 2 км от ВПП а/п Элиста.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП отказ техники, ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-62730
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 15.07.1963
Заводской номер ВС 1G33-24
Наработка ВС (часы) 1329
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КЛ 9314041


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское УГА, Элистинская ОАЭ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Элиста
Пункт назначения Элиста
Начальный пункт маршрута Элиста
Конечный пункт маршрута Элиста


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что с 13 августа по утро 14 августа самолет находился на техническом обслуживании (послеполетное ТО и 100 часовой регламент на двигателе). Работы производила бригада трудоёмкого регламента из 5 человек. Инженер ОТК отсутствовал (находился в командировке). После выполнения трудоёмкого регламента выпуск самолета был поручен технику-бригадиру и авиамеханику.
    При осмотре сгоревшего самолета и двигателя обнаружено: фильтр тонкой очистки топлива (ФТОТ) на карбюраторе не законтрен, крышка фильтра не затянута, перекошена и заклинена. Сливной кран бензинового фильтра-отстойника не затянут и не законтрен.
    Выводы: После технического обслуживания самолет выпущен в полет техником-бригадиром и авиамехаником с незатянутыми и незаконтренными крышкой ФТОТ и краном бензоотстойника. В воздухе произошло воспламенение бензина, вытекавшего из под крышки ФТОТ. Экипаж, обнаружив пожар, принял решение произвести снижение и посадку прямо перед собой. На высоте 25-30 м произошел взрыв паров бензина, натёкшего в носовую часть фюзеляжа и с недотянутого крана фильтра-отстойника. Взрывом выбило и выбросило из самолета правую боковую щёчку коробчатого прохода низа кабины пилотов, аварийный люк фонаря, боковые форточки и матерчатые шторки (эти детали обнаружены в 230 м от места падения самолета). Пламя было направлено на к-ра ОАЭ, находившегося на левом сиденье. Горящий самолет, потеряв управление, с левым креном ударился о землю в поле, перевернулся и сгорел.
   
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Причиной катастрофы явился выпуск самолета в полет с незатянутыми и незаконтренными крышкой ФТОТ и краном бензоотстойника, что привело к течи бензина и пожару самолета в воздухе.
    Виновники:
    авиамеханик: допустил преступную халатность при выполнении порученной ему работы по затяжке и контровке крышки ФТОТ и крана слива отстоя;
    техник-бригадир – допустил преступную халатность, передав незаконченную работу по ФТОТ от авиатехника авиамеханику, и не проконтролировав выполнение этих работ;
    авиатехник – не выполнил полностью порученный ему объем работ по карбюратору и бензиновым фильтрам и передал авиамеханику ответственную работу по затяжке и контровке крышки ФТОТ;
    сменный инженер – не обеспечил контроль за качеством техобслуживания самолета подчиненным ему техсоставом.
    Сопутствующие причины: грубые нарушения технологической дисциплины в цехе ТО Элистинской ОАЭ; непродуманные передачи неоконченных работ от исполнителя к исполнителю; слабое знание материальной части у исполнителей; допуск лиц технического состава с недостаточной подготовкой к выполнению ответственных операций; слабый инженерный контроль за качеством ТО со стороны нач. цеха и его слабое руководство цехом.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.