Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Дальневосточного УГА близ Николаевска-на-Амуре
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 октября 1964 г.
Время:  12:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Хабаровский край, район Николаевска-на-Амуре
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-01231
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, Николаевский ОАО
 


Описание
    Экипаж 144 летного отряда выполнял почтовый рейс Николаевск – Оха. На борту находился груз почты (1000 кг).
    Прогноз погоды по аэропорту вылета с 03:00 до 06:00 мск предусматривал – облачность 6-9 баллов, куч.-дожд. 300-600 м, верхний край 2000-2500 м, 10 баллов верхней и средней, снег, видимость 1000-2000 м, ветер 310-020° 8-10 м/с, горы закрыты осадками.
    Прогноз погоды по маршруту с 0:00 до 06:00 мск предусматривал – полет по западной периферии циклона, облачность 4-7 баллов, слоисто-кучевая, куч.-дожд. 600-1000 м от уровня а/д Оха, верхний край 2500-3000 м, 5-10 баллов средняя и верхняя, осадки, видимость 4-10 км, горы открыты, ветер 20-40° 40-50 км/ч, в облаках в слое 1000-3000 м слабая болтанка.
    Взлет произведен в 05:25 мск с МК=290° при фактической погоде – облачность 10 баллов, кучево-дождевая 480 м, снег, видимость 4 км, ветер 280° 7 м/с, горы на севере частично закрыты (минимум КВС – 300х3000 м).
    В 05:26 КВС доложил о выполнении взлета и получил указание диспетчера выполнять левый разворот визуально до набора высоты выхода. КВС подтвердил. Далее диспетчер сообщил о том, что со стороны Озерпаха подходит Ан-2 на высоте 800 м. В 05:28 экипаж, находясь в районе третьего разворота, доложил: «Ничего не видно, заходим на посадку». Диспетчер КДП ответил: «Понял Вас». Затем КВС доложил: «Ничего…видимость ноль». Диспетчер спросил, видят ли они хотя бы полосу. Экипаж ответил: «Плохо вижу, плохо». Диспетчер ответил «ясно» и далее вел связь с самолетом Ил-14 №1750 и Ан-2 №3489. Затем он для пеленгации запросил нажатие. КВС ответил: «Даю нажатие». Получив пеленг, диспетчер определил, что самолет находится над БПРС, и запросил экипаж: «Как вы там, над ближней, оказались?» Около 05:28:30 экипаж ответил: «Понял Вас, я вот захожу, сейчас сделаю круг, захожу на посадку, полосу плохо вижу совсем». Диспетчер вновь вызвал борт. Экипаж передал: «Отвечаю, я над Вами, ничего не вижу». Диспетчер дал команду: «Берите курс 290, набирайте высоту». Около 05:29 экипаж ответил: «Понял». В это время в разговор вмешался КВС Ан-2 №3489, находившийся в районе Озерпаха, который передал: «Здесь отличная погода, пусть набирает высоту в районе Озерпаха, 3-5 баллов, 600 метров нижняя, 1000 метров верхняя». Диспетчер ему ответил: «Ну хорошо, хорошо» и после этого передал борту: «01231, с 290 градусов набирайте высоту, у вас сию какая высота?». Экипаж ответил: «Сию 300, на курсе 30». Диспетчер переспросил: «курс 30, высота 300?». КВС ответил: «Да, да». Диспетчер дал ему указание: «Берите курс 290, куда вы пошли на 30?». На последующие вызовы экипаж не отвечал.
    Самолет обнаружен горящим с МК=53° от центра ВПП на расстоянии 4 100 м, в лесу, на высоте 190 м относительно аэродрома. Фюзеляж разрушился и сгорел до 15 шпангоута, экипаж погиб. Катастрофа произошла в 05:30 мск (12:30 местного времени).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-01231
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 27.10.1956
Заводской номер ВС 16947320
Наработка ВС (часы) 6349
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ЛС 120748


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, Николаевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Николаевск-на-Амуре
Пункт назначения Оха
Начальный пункт маршрута Николаевск-на-Амуре
Конечный пункт маршрута Оха


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено, что около 05:28 экипаж вошел в снежный заряд в районе третьего разворота, оказавшись в СМУ, принял решение о заходе на посадку на аэродром вылета. В районе БПРС экипаж не смог выйти на визуальный полет, так как видимость к этому времени ухудшилась до 450 м. Затем самолет выполнял полет с МК=30° на высоте 300 м от БПРС. При этом, предположительно, он выполнял некоторые эволюции по изменению курса вправо и влево со снижением в районе сопки высотой 282 м. Около 05:30 произошло падение самолета на склон сопки, которое происходило с курсом 30° под углом 45° на малой поступательной скорости с работающим двигателем. В режиме набора высоты при полете вверх по склону сопки самолет потерял скорость на небольшой высоте над вершинами деревьев, резко опустил нос и столкнулся с деревьями. Предположительно, что фактическая высота полета перед столкновением была не 300 м, как доложил экипаж, а 200 м.
    Были установлены следующие нарушения: экипаж выпущен с прогнозом погоды, составленным еще в 02:35 мск (в утреннее время вылет не состоялся, так как полеты были запрещены до улучшения погоды). Решение КВС на вылет с просроченным на 3 часа прогнозом погоды и выпуск его службой движения без дополнительной проверки и письменного разрешения на вылет, при нелетном прогнозе погоды по пункту вылета, без учета изменяющейся метеообстановки в сторону ухудшения, было грубейшим нарушением требований НПП.
    Дежурный синоптик допустила грубейшие просчеты в работе по метеообслуживанию полетов:
    - к моменту вылета самолета (05:25 мск) не был составлен прогноз погоды по маршруту с 03:00 до 09:00;
    - дан штормовой прогноз погоды по а/п Николаевск за 03:00 – 06:00 с указанием ухудшения видимости до 1000-2000 м, но не организовано учащенное наблюдение за фактической погодой;
    - своевременно не дано штормовое предупреждение об ухудшении видимости менее 1000 м;
    - прогноз погоды по а/п Николаевск за период с 03:00 до 06:00 не оправдался, так как видимость за этот промежуток времени ухудшилась до 450 м.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: Причиной катастрофы явился вылет экипажа без изучения и анализа метеообстановки перед вылетом, плохой анализ метеообстановки службой движения и отсутствие контроля с ее стороны за подготовкой экипажа перед вылетом, а также слабый контроль за организацией летной работы командно-летным составом летного отряда.
    Происшествию сопутствовали плохая организация метеообслуживания полетов со стороны АМСГ а/п Николаевск и отсутствие контроля за работой службы движения со стороны начальника аэропорта и его заместителя по движению.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.