Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Украинского ТУ ГВФ в Бориспольском р-не Киевской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 мая 1964 г.
Время:  13:22
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Киевская область, с. Светильное, Бориспольский район
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-09259
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское территориальное управление ГВФ, Киевский ОАО
 


Описание
    Экипаж 92 летного отряда произвел взлет в 12:15 с целью рассева минеральных удобрений на полях совхоза «Требуховский». На борту в данном полете, с разрешения КВС, находился авиатехник. Выполнив полет над обрабатываемым массивом по внесению минеральных удобрений, КВС правым разворотом зашел на посадку. Четвертый разворот был выполнен на недостаточном удалении от аэродрома. Заход на посадку происходил в линии посадочных знаков. В процессе захода самолет увеличил угол атаки, перешел в состояние парашютирования и с большой вертикальной скоростью, не долетая 9 м до посадочного знака, ударился о землю основным шасси с последующим переходом на нос, продвинулся 14-15 м, разрушился и сгорел. Второй пилот погиб, КВС и авиатехник получили ранения и ожоги.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 1 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-09259
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.08.1962
Заводской номер ВС 1G23-07
Наработка ВС (часы) 1442
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К 1413359


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское территориальное управление ГВФ, Киевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено: 11 мая и.о. к-ра звена получил задание организовать работу данного экипажа с оперативной точки Светильное. Вместе с экипажем он на автомобиле прибыл на оперативную точку для ее осмотра. Ограничившись поверхностным осмотром, и.о. к-ра звена утвердил ИПП и кроки данного временного аэродрома, указав его размеры 550х100 м (при положенных не менее 650х200 м). В действительности площадка имела размеры – длина 401 м, ширина с одной стороны 88 м, с другой стороны – 137 м. В дальнейшем и.о. к-ра звена без предварительной провозки и облета обрабатываемых массивов разрешил КВС самостоятельно перелететь, организовать и начать производственные полеты с аэродрома Светильное, что он и выполнил в тот же день.
    12 мая экипаж произвел 35 полетов. После окончания работ, в 21:15 экипаж прибыл в столовую совхоза «Заря» села Светильное, где по инициативе КВС была организована выпивка, в которой участвовал весь экипаж (распит 1 литр водки). После этого экипаж пошел на отдых и лег спать около 23:00. 13 мая экипаж встал в 06:00. Первый взлет, из-за позднего прибытия загрузочной бригады, произведен в 09:20.
    После 10-го полета самолет был дозаправлен. При загрузке минеральными удобрениями перед 13-м полетом авиатехник зашел в хвостовой отсек самолета для осмотра и подтяжки болтов фермы хвостовой установки. По окончании загрузки экипаж запустил двигатель и начал руление. С разрешения КВС, авиатехник остался на борту. Взлет полет до обрабатываемого участка и возврат до момента захода на посадку протекали нормально.
    Правый разворот на посадочную прямую был выполнен несколько ближе к посадочной площадке, в результате чего расчет на посадку оказался с перелетом, на это обратил внимание второй пилот. На его неоднократные предупреждения КВС внимания не обращал и ответил: «Ничего, сядем, может немного с промазом». Не приняв единственно правильного решения об уходе на второй круг, КВС одним приемом выпустил закрылки на 30° и упорно продолжал снижение. Для более энергичной потери высоты и уменьшения поступательной скорости он перевел самолет в режим парашютирования. Испугавшись резкого проваливания самолета и резкого нарастания вертикальной скорости снижения вблизи земли, КВС резко добрал штурвал на себя и сделал попытку увеличить мощность двигателя. В этот момент, вследствие потери скорости, самолет перешел на нос и ударился о землю шасси и воздушным винтом. При ударе шасси и подмоторная рама двигателя разрушились. В процессе дальнейшего движения по земле 14-15 м самолет продолжал разрушаться и загорелся.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы:
    1) Непосредственной причиной катастрофы явилось приземление самолета с большой вертикальной скоростью снижения вследствие потери скорости при производстве посадки из-за перевода самолета в режим парашютирования с целью исправления допущенной ошибки в расчете на посадку.
    2) Главной причиной катастрофы явилась недисциплинированность КВС, который для исправления ошибки в расчете на посадку применил запрещенный метод посадки с парашютированием вместо единственно правильного исправления расчета на посадку путем ухода на второй круг и повторного захода, чем грубо нарушил требования РЛЭ Ан-2.
    3) Другие причины:
    а) нарушение предполетного отдыха членами экипажа, выразившееся в употреблении спиртных напитков накануне дня происшествия;
    б) неудовлетворительная организация АХР в 1 аэ 92 летного отряда Киевского ОАО;
    в) низкий уровень политико-воспитательной работы в летном отряде.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.