Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-40 Армянского УГА близ Ленинакана
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 апреля 1983 г.
Время:  18:09
Страна:  СССР
Место происшествия:  Армянская ССР, г. Шиштепе, 41 км северо-восточнее а/п Ленинакан
Тип ВС:  Як-40
Регистрация ВС:  CCCP-87291
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Армянское УГА, Ленинаканская ОАЭ
Рейс:  Е-46
 


Описание
    Экипаж выполнял рейс Е-46 Волгоград-Нальчик-Ленинакан. Взлет из а/п Нальчик произведен в 17:07. При полете на участке маршрута Кисловодск-Гори самолет уклонился вправо, на команды диспетчера РЦ МинВоды о выходе на ЛЗП экипаж реагировал медленно и фактически на ЛЗП не вышел, а следовал параллельно на удалении 10 км от трассы. Принятыми диспетчером и экипажем мерами, к моменту пролета поворотного пункта Гори самолет был выведен на ЛЗП.
    В 17:53 экипаж доложил диспетчеру РЦ Тбилиси пролет Гори на эшелоне 6 600 м. Диспетчер подтвердил пролет и дал экипажу указание занять высоту 5 700 м по расчету. При полете от Гори до рубежа передачи движения самолетом диспетчеру подхода а/п Ленинакан экипаж неоднократно изменял курс следования в сторону уменьшения от расчетного (от 185° до 130°), активного самолетовождения не осуществлял, вследствие чего допустил уклонение от трассы влево на 28 км. В 18:02 экипаж доложил диспетчеру РЦ Тбилиси о выходе из зоны по расчету на высоте 5 700 м. Самолет в этот момент находился на удалении 57 км от Тбилиси (расчетное удаление выхода 100 км) и левее трассы на 28 км. До рубежа передачи УВД оставалось еще 39 км.
    В 18:03 экипаж установил связь с диспетчером подхода а/п Ленинакан и доложил о входе в зону. Фактически самолет находился на удалении 87 км от а/п Ленинакан и левее трассы на 29 км. Через 1,5 мин экипаж запросил свое местонахождение. Диспетчер сообщил, что по локатору самолет не наблюдает и передал азимут 30°, который свидетельствовал об уклонении от ЛЗП влево, но мер по выводу самолета на трассу не принял. В дальнейшем, не зная своего фактического местонахождения, экипаж доложил о пролете контрольного рубежа 21 км и наличии условий для визуального полета. Диспетчер дал разрешение на снижение до высоты 3 300 м на РНТ. При снижении до 3 300 м экипаж вывод самолета на привод аэродрома с использованием бортовых и наземных РТС не обеспечил и, сообщив диспетчеру подхода о пересечении высоты 3 600 м, был переведен на частоту работы с диспетчером круга, обязанности которого исполнял тот же диспетчер подхода. Он, по-прежнему не имея радиолокационного контроля за движением ВС, разрешил снижение к третьему развороту до 900 м. Фактически самолет находился на расстоянии около 40 км от аэродрома. В 18:08, после получения этой команды, экипаж, не зная фактического местонахождения, неправильно проинформировал диспетчера о пролете РНТ а/д Ленинакан, находясь фактически в стороне от аэродрома, приступил к выполнению маневра захода на посадку. В 18:09, находясь в правом развороте с креном 13°, на курсе около 178° на скорости 330 км/ч в облаках самолет столкнулся со склоном горы Шиштепе (2 836 м) крутизной более 20° на высоте 2 523 м и полностью разрушился. Катастрофа произошла на удалении 41 км от а/д Ленинакан с азимутом 60° (между Спитаком и Степанаваном).
    Фактическая погода в районе места происшествия была: облачность 5-8 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 600-1000 м, 7-10 баллов средняя, верхняя кромка 7-8 км, видимость более 10 км, вершины гор частично закрыты. Погода на исход полета влияния не оказала.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 17 17
На земле   0
Всего погибших 21


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-40
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-87291
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1973
Заводской номер ВС 9320628
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Н5542105 Н5612143 Н5532043


Сведения о рейсе

Номер рейса Е-46
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Армянское УГА, Ленинаканская ОАЭ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Нальчик
Пункт назначения Ленинакан (Гюмри)
Начальный пункт маршрута Волгоград (Гумрак)
Конечный пункт маршрута Ленинакан (Гюмри)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     1) Экипаж при выполнении полета на участке трассы Гори-Ленинакан активного самолетовождения не осуществлял, РТС комплексно не использовал и в результате, уклонившись от трассы, своего фактического местонахождения не знал. На конечном участке полета, не зная своего местонахождения и не выйдя на РНТ, экипаж начал выполнять маневр снижения и захода на посадку за пределами схемы аэродрома, чем грубо нарушил требования НПП ГА-78 и Инструкции по производству полетов на а/д Ленинакан.
    2) Диспетчер РЦ Тбилиси управление движением самолета осуществлял неудовлетворительно: контроля за полетом по радиолокатору не вел, уклонение от маршрута не предотвратил, мер по выводу самолета на трассу не принял, при передаче управления полетом зоне подхода а/п Ленинакан, в нарушение НПП ГА-78, НСД ГА-81 и Технологии работы диспетчера РЦ, фактическое местонахождение самолета не установил и экипажу не сообщил.
    3) Диспетчер подхода а/д Ленинакан при докладе экипажа о входе в зону самолет не опознал, место экипажу не дал, сообщив азимут 30°, его не оценил, указания о выходе на трассу не дал, вывод самолета на РНТ с использованием пеленгатора не обеспечил. Не имея непрерывного радиолокационного контроля за полетом самолета, получив сообщение экипажа о пролете контрольного рубежа 21 км и не зная фактического местонахождения самолета, он разрешил снижение с безопасного эшелона 4 200 м до эшелона 3 300 м. Затем, продолжив выполнение обязанностей диспетчера круга, не имея непрерывного радиолокационного контроля за движением ВС как в зоне подхода, так и в зоне круга, самолет на РНТ не вывел, выполнения контрольного круга на безопасной высоте для опознания не потребовал, информацию об условиях захода на посадку не передал и, не зная местонахождения самолета, разрешил снижение до 900 м и заход на посадку за пределами схемы аэродрома, чем нарушил требования НПП ГА-78, НСД ГА-81, Инструкции по производству полетов на а/д Ленинакан и Технологии работы диспетчера подхода и диспетчера круга. При отсутствии радиолокационного контроля за ВС он не обратился за помощью к ПВО, не использовал их средства для определения местонахождения самолета.
    4) Старший диспетчер самоустранился от управления и руководства полетом самолета Як-40, проявил полную бездеятельность по контролю за работой диспетчера подхода и круга и не принял должных мер по предотвращению катастрофы самолета.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Катастрофа самолета Як-40 произошла по причине грубого нарушения диспетчерами службы УВД и экипажем ВС НПП ГА-78 и Инструкции по производству полетов на а/д Ленинакан, что привело к преждевременному снижению самолета вне схемы аэродрома и его столкновению со склоном горы.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.