Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Украинского УГА в Прилукском районе Черниговской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  08 сентября 1978 г.
Время:  13:05
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Черниговская область, близ села Яблуновка
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-35112
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Черниговский ОАО
 


Описание
    Экипаж 225 летного отряда выполнял АХР по рассеву минеральных удобрений на поля колхоза «Шлях Ильича» села Яблуновка Прилукского р-на. 30-ый в течение дня взлет был произведен в 12:58. Схема последнего полета не отличалась от предыдущих полетов, выполняемых в этот день над рабочим участком. Экипаж выполнил два захода на рабочий участок загонным способом и на высоте 30-70 м произвел правый разворот. После разворота самолет перешел на снижение и в 13:05 столкнулся с землей на стерневом поле колхоза «Украина» села Бубновщина между селами Яблуновка и Бубновщина (50°26’ СШ, 32°15’ ВД). Оба пилота погибли. Самолет разрушен, пожара не было. Столкновение с землей произошло на скорости 226 км/ч. Очевидцы подтверждают, что двигатель самолета работал. В момент столкновения с землей воздушный винт работал на отрицательных углах атаки, то есть, перед приземлением газ был убран, что в сочетании с характером местности (поперечные, через 50 м, вспаханные борозды) говорит о вынужденном приземлении.
    На месте происшествия найден бикс (металлическая медицинская аптечка цилиндрической формы), который был смят. Во время полета бикс находился под сиденьем второго пилота.
    Полеты в этот день выполнялись с выключенным барографом, без сигнальщиков на рабочем участке. Отсутствие барограммы последнего полета и очевидцев существенно затруднило расследование.
    Рассмотренные комиссией версии об ошибке в технике пилотирования, неисправностях в системе управления, обрыве в полете части узлов аэропыла, потере визуального контакта с землей из-за выбивания масла на остекление кабины, столкновении или угрозы столкновения с птицами, не подтверждаются.
    Комиссией были организованы испытания по раздавливанию бикса между штурвальной колонкой и чашкой сиденья правого пилота с целью отработки версии по заклинению системы управления рулем высоты. Усилия, которые нужно приложить к штурвалу для смятия бикса, составили 36 кгс. Характер смятия соответствует найденному на месте происшествия биксу, но более четко виден след от штурвальной колонки.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП нестандартные причины
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-35112
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 05.12.1969
Заводской номер ВС 1G111-38
Наработка ВС (часы) 7437
Наработка ВС (циклы) 39351
Силовая установка К 15253214


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Черниговский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: на 30-м полете, после двух заходов на обрабатываемый участок и развороте вправо, экипаж, наиболее вероятно, резко и на большой угол отклонил штурвал «от себя» для перевода самолета на снижение для захода на участок. В этом случае, при получении отрицательной перегрузки, возможно попадание бикса между штурвальной колонкой и чашкой сиденья второго пилота. Почувствовав заклинение управления, экипаж убрал газ и самолет столкнулся с землей.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: наиболее вероятной причиной катастрофы явилось попадание медицинского бикса между колонкой штурвала и чашкой сиденья второго пилота при резком переводе самолета на снижение.
    Один из четырех членов комиссии в особом мнении не согласен с указанной комиссией вероятной причиной катастрофы, полагая, что случайное попадание бикса между штурвальной колонкой и чашкой сиденья практически невозможно, а в случае, если это бы все же произошло, экипаж, приложив усилия к штурвальной колонке не менее 36 кгс, восстановил бы управление рулем высоты, смяв бикс. При этом данный член комиссии других версий не выдвигает.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.