Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Северо-Кавказского УГА в Цимлянском районе Ростовской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  07 мая 1978 г.
Время:  19:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ростовская область, Цимлянский район, севернее н.п. Карнаухов
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-70493
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское УГА, Шахтинский ОАО
 


Описание
    Экипаж 232 летного отряда в составе КВС Малярова П.М (здесь и далее все фамилии изменены), второго пилота Анашкина Л.П. и авиатехника 5 мая прибыли на оперативную точку (ОТ) колхоз «Большевик» Цимлянского р-на для производства АХР. В тот же день для работы спаренным экипажем прибыли КВС Гаспарян К.Х. и второй пилот Безруков В.А. 6 и 7 мая производственные полеты не выполнялись. Экипажи занимались организацией работы и переоборудованием Ан-2 в вариант опрыскивания. 7 мая члены экипажей прошли медосмотр у фельдшера ст. Калининская, по заключению фельдшера, они были здоровы и допущены к полетам. Прибыв на ОТ, экипажи продолжили работы по переоборудованию самолета. В 09:33 КВС Маляров и второй пилот Анашкин произвели взлет, вышли на связь с диспетчером а/п Волгодонск и доложили о начале производственных полетов в 05:00. Фактически они не выполнялись. В 15:02 Маляров второй раз вышел на связь с диспетчером и доложил, что работают оба экипажа без перерыва. Фактически полеты также не выполнялись. В 15:00 экипажи закончили работу и прибыли на квартиру для отдыха. Около 16:10 к дому на автомашине подъехали директор подсобного хозяйства завода Атоммаш Авдотьев Б.П. и директор гостиницы «Спорт» (г.Волгодонск) Зернов Л.И. К ним на улицу вышел Маляров и, не предупредив остальных членов экипажа, уехал с ними на аэродром. В 16:30 КВС Маляров с Авдотьевым и Зерновым на борту произвел взлет и взял курс на ст. Новая Цимла. В 16:33 КВС вышел на связь с диспетчером и доложил, что продолжает полеты на АХР, работы планирует закончить в 19:15, налет составляет 10 часов, обработано 330 га, и что 8 мая планирует начать работы в 04:30.
    Отдыхавшие члены экипажа, услышав звук работающего самолетного двигателя и не обнаружив Малярова, направились на аэродром и увидели взлетающий Ан-2, который после набора высоты 50-70 м выполнил левый разворот в направлении Новой Цимлы. Сторож рассказал им, что Маляров улетел с двумя мужчинами, один из которых был сторожу знаком, другой нет.
    Около 16:50 самолет произвел посадку на площадку, подобранную с воздуха, в бригаде №3 колхоза им. Орджоникидзе Цимлянского р-на и пробыл там около часа. При этом, по показаниям бригадира, прибывшие были «навеселе», предлагали ему выпить и хотели сходить в самолет за водкой. Бригадир выпивать с ними отказался, так как ему с бригадой надо было разгрузить машину, и он спешил домой на день рождения.
    Произведя взлет, КВС направился в сторону ст. Калининская. На правом сиденье находился Авдотьев. Однако, не долетая до ст. Калининская, самолет развернулся и взял курс в сторону ст. Новая Цимла, над которой в течение 15-20 минут выполнял эволюции на недопустимо малой высоте, после чего произвел посадку на подобранную с воздуха площадку на окраине села, где также пробыл около часа. К самолету подошла группа местных жителей. Часть опрошенных очевидцев показывают, что трое человек из самолета вместе с двумя из подошедших местных жителей употребляли спиртные напитки у самолета. Эти показания, по мнению членов комиссии, достоверны, учитывая характер полета и эволюции, которые КВС производил над населенным пунктом.
    Около 19:10 Маляров произвел взлет и взял курс в сторону ОТ колхоз «Большевик» Никто из оставшихся там членов экипажа, а также сторож, не пытались доложить об угоне самолета местным органам и командованию Шахтинского ОАО. После взлета КВС набрал высоту 30-50 м. В 19:15 оставшиеся на аэродроме члены экипажа услышали взрыв и увидели столб дыма. Прибыв на место катастрофы на автомобиле, они обнаружили разрушенный и горящий Ан-2. Все находившиеся на борту погибли. Свидетелей происшествия нет.
    Самолет столкнулся с землей под углом 90° или даже с некоторым отрицательным углом в 7 км от н.п. Карнаухов с азимутом 350° (47°52’ СШ, 42°14’ ВД). Такой характер столкновения возможен либо в случае резкого пилотирования, либо резкого перевода самолета в набор, с дальнейшей потерей скорости и сваливанием на нос. Самолет находится в перевернутом положении, носом в противоположную направлению полета сторону на вспаханном поле. Фюзеляж полностью сгорел до 15 шпангоута. Тела всех трех погибших сгорели до полного обугливания всех мягких тканей. С целью установления состояния алкогольного опьянения к судебно-медицинское экспертизе были представлены небольшие несгоревшие фрагменты внутренних органов погибших. В них алкоголя обнаружить не удалось.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-70493
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.01.1973
Заводской номер ВС 1G144-04
Наработка ВС (часы) 4743
Наработка ВС (циклы) 18033
Силовая установка К 1534518


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Нелегальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское УГА, Шахтинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: вероятными причинами столкновения самолета с землей могли быть:
    1) передача управления самолетом пассажиру, находившемуся на правом пилотском сиденье, и отсутствие контроля за его действиями со стороны КВС;
    2) выполнение недозволенных эволюций КВС, находившемся в состоянии опьянения.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: основной причиной ЧП с самолетом явилась грубое нарушение требований руководящих документов МГА КВС Маляровым П.М., выразившееся в угоне воздушного судна, взятии на борт посторонних лиц и употреблении спиртных напитков.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.