Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Дальневосточного УГА близ Экимчана
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 августа 1978 г.
Время:  09:42
Страна:  СССР
Место происшествия:  Амурская область, Селемджинский район, 10 км северо-восточнее а/п Экимчан
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-55719
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, Благовещенский ОАО
 


Описание
    Экипаж 129 летного отряда выполнял внерейсовый полет из а/п Экимчан на посадочную площадку Баладек по заявке артели «Восток» объединения «Приморзолото». Груз состоял из пяти бочек с дизтопливом весом 1000 кг. Взлет произведен в 03:34 мск (09:34 местного времени). В 03:42 самолет в простых метеоусловиях потерпел катастрофу в горно-таежной местности в 10 км северо-восточнее а/д Экимчан на высоте 1145 м (53°09’ СШ, 132°57’ ВД). Неоформленный пассажир погиб, два члена экипажа получили телесные повреждения.
    Через 7 минут 10 секунд после взлета, в наборе, на высоте 720 м, по заявлению экипажа, появилась тряска двигателя с падением мощности и обратным выхлопом в карбюратор. Пилотирование осуществлял КВС, который после возникшей тряски внимание уделил восстановлению режима работы двигателя. В сложившейся обстановке он решения о вынужденной посадке не принимал, местность перед собой не осматривал. На высоте 605 м над уровнем аэродрома самолет столкнулся со склоном горы с углом тангажа более 18° правым колесом шасси, что привело к разрушению правой пирамиды шасси, затем произошло столкновение левым колесом шасси с разрушением левой пирамиды шасси. При дальнейшем перемещении самолета по склону горы вверх произошел удар нижнего крыла правой полукоробки о грунт и его полный обрыв по узлам навески. Самолет продолжил движение с разворотом на 60-70° к линии полета, продвинувшись на 18 м по каменистому склону. Возник пожар, самолет сгорел по 18 шпангоут. При пожаре 2 из 5 бочек с дизтопливом взорвались, остальные целы. Часть агрегатов и систем двигателя разрушена и уничтожена огнем, в результате чего невозможно сделать заключение об их работоспособности. В момент приземления экипаж не принял мер к закрытию бензокрана и выключению зажигания, что, возможно, не предотвратило распространение пожара. Уцелевшие части и агрегаты двигателя были работоспособны.
    Инженерно-техническая подкомиссия не подтверждает заявление экипажа о возникновении продолжительной тряски двигателя с выхлопом в карбюратор, падении оборотов и мощности. Двигатель при столкновении работал на эксплуатационном режиме, о чем свидетельствует деформация и разрушение воздушного винта.
    Прогноз и фактическая погода соответствовали установленному минимуму и на исход полета влияния не оказали. Полетный вес 5398 кг превышал установленный на 148 кг, но на эксплуатационном режиме работы двигателя позволял набрать высоту над рельефом, установленную ИПП а/д Экимчан, и на исход полета не повлиял. Качество ГСМ на исход полета не повлияло. Анализ масла МС-20 не соответствует ГОСТ по наличию механических примесей.
    По заявлению экипажа, незарегистрированный пассажир – инженер-штурман ГРА АТБ а/п Благовещенск – якобы без их ведома пробрался в самолет, прятался в отсеке за 15 шпангоутом, вышел оттуда только после взлета и сказал им, что летит на рыбалку. В момент катастрофы он сидел в пилотской кабине на струбцине.
    Истинную причину тряски двигателя с падением мощности установить не представилось возможным ввиду полного уничтожения при пожаре на земле бензонасоса БНК-12БК, коллектора системы зажигания, значительных изменений конструкции агрегатов и систем от воздействия пожара и ударных нагрузок.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП причины неизвестны
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-55719
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 04.07.1964
Заводской номер ВС 1G49-11
Наработка ВС (часы) 12141
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К 1503832


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, Благовещенский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Экимчан
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Экимчан
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: истинную причину катастрофы установить не представилось возможным.
    Возможными причинами могли быть:
    1) Тряска двигателя с падением мощности из-за предположительной неисправности уничтоженных при пожаре бензонасоса, коллектора системы зажигания и ряда других агрегатов и систем двигателя.
    2) Нарушение экипажем безопасной высоты отхода и набора, резкое перемещение секторов для увеличения мощности двигателя перед препятствием, что не обеспечило его нормальную работу и привело к столкновению с сопкой.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.