Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Украинского УГА близ Володарки
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 ноября 1980 г.
Время:  09:33
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Киевская область, Володарский р-н, близ а/д Володарка
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-32507
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Киевский ОАО
 


Описание
    Экипаж 92 летного отряда в составе командира звена и второго пилота выполнял АХР с оперативной точки Володарка. Прогноз погоды по Киевской области с 07:30 до 15:00 предусматривал: полет в ложбине, облачность 7-10 баллов куч-дожд. сл.-куч. 200-300 м, 4-7 баллов раз.-дожд. 100-200 м, в начале срока ниже 100 м, снег, метель, видимость 1500-2500 м, в начале срока менее 1000 м, ветер 60-80° 7-10 м/с, порывы 14 м/с, умеренная болтанка. Перед полетами экипаж принял этот штормовой прогноз погоды по району АХР, фактическую погоду некоторых аэродромов ПАНХ Киевской области и указание заместителя командира летного отряда принимать решение на полеты согласно п. 10.2.5 НПП ГА-78 (фактические и прогнозируемые видимость и высота облачности не ниже минимума для выполнения АХР, при прогнозе погоды хуже минимума допускается принимать решение о вылете, если фактическая высота облачности на 100 м выше минимума, а видимость не менее 5 км). Определив улучшение погоды и проанализировав прогноз погоды, предусматривающий только в первой половине срока высоту НГО ниже 100 м и видимость менее 1000 м, командир звена принял решение произвести полет на незагруженном самолете с целью выхода на связь и определения с воздуха возможности выполнения производственных полетов. Решение на вылет принято при фактической погоде: облачность 10 баллов, 250 м, видимость 5 км, что являлось отступлением от требований п. 10.2.5 (НГО не менее чем на 100 м выше минимума КВС). Минимум КВС – 200х3000х18м/с.
    Накануне выпал обильный снег, образовавший сплошной снежный покров. В момент взлета в 09:08 фактическая погода была: облачность 100-200 м, видимость 3-5 км. Взлет произведен с МК=20°. После взлета, на высоте 100 м, самолет попал в облачность. После выхода из облачности экипаж пытался произвести посадку на а/д Володарка в условиях ухудшающейся видимости. Сделав несколько заходов над населенным пунктом и аэродромом Володарка, КВС попал в условия низкой облачности и видимости 1…1,5 км. Выполнив два оценочных захода над ВПП на высоте около 40 м в условиях постоянно ухудшающейся видимости, он ощутил значительную трудность в безопасном заходе и выполнении посадки на аэродром АХР. Этому способствовало отсутствие зимнего старта красного цвета на аэродроме, где был снежный покров. В течение довольно непродолжительного времени аэродром и прилегающую к нему местность закрыло туманом. К 09:30 видимость не превышала 500-600 м, в отдельных местах 200-300 м. В сложившейся обстановке уход на запасной аэродром был невозможен по причине отсутствия противообледенительной системы на самолете Ан-2, а также сильного прогнозируемого и фактического обледенения, так как безопасная высота полета на любой запасной аэродром находилась выше НГО, а при полете в облаках в условиях обледенения безопасный исход полета исключался. Выполнив еще два захода на ВПП, получая информацию от находившегося на земле КВС другого Ан-2 Киевского ОАО, в условиях тумана, над безориентирной заснеженной местностью, КВС после 25 минут полета снизился на недопустимо малую высоту с целью не потерять из вида земные ориентиры. В создавшейся ситуации, не имея условий для выполнения полета по ПВП, он приборного контроля за пилотированием самолета не осуществлял. На 25-й минуте полета, в 09:33, при выполнении очередного разворота экипаж потерял пространственное положение. Самолет с правым креном около 45°, поступательной скоростью 150-160 км/ч столкнулся с землей в 1 540 м от КТА с азимутом 235°. Задев правой полукоробкой за землю, он с правым разворотом продвинулся 63 м и разрушился. Пожара не было. Фюзеляж разрушен по 6-й шпангоут. Второй пилот погиб, командир звена получил тяжелые ранения.
    Прогнозом погоды по районам АХР Киевской области туман не прогнозировался. Прогноз погоды не был скорректирован, несмотря на получение штормоповещения о наличии тумана на оперативной точке Тетиев (18 км юго-западнее а/д Володарка). Прогноз погоды был составлен одинаковым для всех 4-х секторов Киевской области, в то время как метеообстановка 3-его сектора, куда входит а/д Володарка, отличается от метеообстановки в других секторах наличием туманов с видимостью 300 м.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа, погодные условия
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-32507
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.02.1969
Заводской номер ВС 1G103-34
Наработка ВС (часы) 8595
Наработка ВС (циклы) 38378
Силовая установка К 1535589


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Киевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Володарка
Пункт назначения Володарка
Начальный пункт маршрута Володарка
Конечный пункт маршрута Володарка


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: на развитие аварийной ситуации оказали влияние:
    - принятие КВС решения на вылет при метеоусловиях хуже установленных;
    - неподготовленность аэродрома к выполнению полетов в зимний период;
    - неподготовленность экипажа к выполнению полетов в осенне-зимний период;
    - попадание самолета в туман, не предусмотренный прогнозом погоды.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение причиной катастрофы явилась потеря экипажем пространственного положения при заходе на посадку над безориентирной, заснеженной местностью, в условиях тумана, не предусмотренного прогнозом погоды.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.