Экипаж 92 летного отряда в составе командира звена и второго пилота выполнял АХР с оперативной точки Володарка. Прогноз погоды по Киевской области с 07:30 до 15:00 предусматривал: полет в ложбине, облачность 7-10 баллов куч-дожд. сл.-куч. 200-300 м, 4-7 баллов раз.-дожд. 100-200 м, в начале срока ниже 100 м, снег, метель, видимость 1500-2500 м, в начале срока менее 1000 м, ветер 60-80° 7-10 м/с, порывы 14 м/с, умеренная болтанка. Перед полетами экипаж принял этот штормовой прогноз погоды по району АХР, фактическую погоду некоторых аэродромов ПАНХ Киевской области и указание заместителя командира летного отряда принимать решение на полеты согласно п. 10.2.5 НПП ГА-78 (фактические и прогнозируемые видимость и высота облачности не ниже минимума для выполнения АХР, при прогнозе погоды хуже минимума допускается принимать решение о вылете, если фактическая высота облачности на 100 м выше минимума, а видимость не менее 5 км). Определив улучшение погоды и проанализировав прогноз погоды, предусматривающий только в первой половине срока высоту НГО ниже 100 м и видимость менее 1000 м, командир звена принял решение произвести полет на незагруженном самолете с целью выхода на связь и определения с воздуха возможности выполнения производственных полетов. Решение на вылет принято при фактической погоде: облачность 10 баллов, 250 м, видимость 5 км, что являлось отступлением от требований п. 10.2.5 (НГО не менее чем на 100 м выше минимума КВС). Минимум КВС – 200х3000х18м/с.
Накануне выпал обильный снег, образовавший сплошной снежный покров. В момент взлета в 09:08 фактическая погода была: облачность 100-200 м, видимость 3-5 км. Взлет произведен с МК=20°. После взлета, на высоте 100 м, самолет попал в облачность. После выхода из облачности экипаж пытался произвести посадку на а/д Володарка в условиях ухудшающейся видимости. Сделав несколько заходов над населенным пунктом и аэродромом Володарка, КВС попал в условия низкой облачности и видимости 1…1,5 км. Выполнив два оценочных захода над ВПП на высоте около 40 м в условиях постоянно ухудшающейся видимости, он ощутил значительную трудность в безопасном заходе и выполнении посадки на аэродром АХР. Этому способствовало отсутствие зимнего старта красного цвета на аэродроме, где был снежный покров. В течение довольно непродолжительного времени аэродром и прилегающую к нему местность закрыло туманом. К 09:30 видимость не превышала 500-600 м, в отдельных местах 200-300 м. В сложившейся обстановке уход на запасной аэродром был невозможен по причине отсутствия противообледенительной системы на самолете Ан-2, а также сильного прогнозируемого и фактического обледенения, так как безопасная высота полета на любой запасной аэродром находилась выше НГО, а при полете в облаках в условиях обледенения безопасный исход полета исключался. Выполнив еще два захода на ВПП, получая информацию от находившегося на земле КВС другого Ан-2 Киевского ОАО, в условиях тумана, над безориентирной заснеженной местностью, КВС после 25 минут полета снизился на недопустимо малую высоту с целью не потерять из вида земные ориентиры. В создавшейся ситуации, не имея условий для выполнения полета по ПВП, он приборного контроля за пилотированием самолета не осуществлял. На 25-й минуте полета, в 09:33, при выполнении очередного разворота экипаж потерял пространственное положение. Самолет с правым креном около 45°, поступательной скоростью 150-160 км/ч столкнулся с землей в 1 540 м от КТА с азимутом 235°. Задев правой полукоробкой за землю, он с правым разворотом продвинулся 63 м и разрушился. Пожара не было. Фюзеляж разрушен по 6-й шпангоут. Второй пилот погиб, командир звена получил тяжелые ранения.
Прогнозом погоды по районам АХР Киевской области туман не прогнозировался. Прогноз погоды не был скорректирован, несмотря на получение штормоповещения о наличии тумана на оперативной точке Тетиев (18 км юго-западнее а/д Володарка). Прогноз погоды был составлен одинаковым для всех 4-х секторов Киевской области, в то время как метеообстановка 3-его сектора, куда входит а/д Володарка, отличается от метеообстановки в других секторах наличием туманов с видимостью 300 м.
|