Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Армянского РПО ГА в кратере вулкана Севкатар
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 марта 1980 г.
Время:  11:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  Армянская ССР, г. Севкатар
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-22346
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Армянское РПО ГА, 2-е Ереванское АП
 


Описание
    Экипаж 113 летного отряда выполнял аэровизуальные полеты по ПАНХ (обслуживание геофизической экспедиции) с посадками на площадки, оборудованные аппаратурой экспедиции. Взлет в а/п Камо произведен в 08:30 мск (09:30 местн. вр.). В 08:50 экипаж произвел посадку на площадку н.п. Севан, где взял 8 работников экспедиции, произвел взлет и приступил к полету по маршруту, указанному заказчиком (Севан – г. Севкатар – г. Ератумбер – г. Севкатар – Севан). Последний взлет произведен с восточной вершины кратера вулкана Севкатар в 10:15. Через 35 секунд после взлета вертолет столкнулся с противоположным, западным склоном кратера горы, покрытым снегом глубиной до 3 м, и полностью разрушился. Место катастрофы (15 км восточнее а/п Камо) найдено 20 марта в 07:20 мск. Все находившиеся на борту 11 человек погибли.
    Диаметр кратера составляет 675 м, глубина – 4,5 м. Высота восточного склона 3 195 м, западного склона 3 225 м. Столкновение с покрытой глубоким снегом, имеющей уклон 45° внутренней стороной западного склона кратера произошло на высоте 3 193 м.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 8 8
На земле   0
Всего погибших 11


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП погодные условия
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22346
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.04.1977
Заводской номер ВС 7188
Наработка ВС (часы) 1669
Наработка ВС (циклы) 2770
Силовая установка С 99301013 С 94101492


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Армянское РПО ГА, 2-е Ереванское АП
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Севан
Конечный пункт маршрута Севан


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия сделала следующее первоначальное заключение: КВС и второй пилот имеют повреждения рук и ног, полученные в воздухе вследствие беспорядочного движения ручки циклического шага из-за потери вертолетом управления. В процессе отрыва и разгона до скорости 60 км/ч никаких особенностей в поведении вертолета (по расшифровке САРПП-12Д) не было. В дальнейшем, в процессе уменьшения отрицательных углов тангажа вертолета, произошло резкое изменение положительного градиента углов тангажа на отрицательные до -12…-13° (при крене 3,5…5,5°). Отсутствие каких-либо признаков управляющих действий экипажа перед столкновением со склоном (практически постоянный шаг и обороты несущего винта, постоянный правый крен, изменяющийся в небольших пределах) позволяют сделать предположение о нарушении управляемости вертолета.
    Заключение: Причиной катастрофы явилось столкновение вертолета с землей вследствие потери управляемости в полете, сопровождавшееся нештатным вращением ручки циклического шага, вызванного нарушением соконусности несущего винта и сползанием со своего посадочного места хомута поводка автомата перекоса.
    Причинами потери управляемости могли быть:
    - сползание хомута вследствие нарушения технологии его установки в реморганах;
    - нарушение соконусности несущего винта из-за его разрушения в полете;
    - отказ в системе управления вертолетом.
    Для уточнения причин катастрофы были проведены исследования узлов и агрегатов вертолета в ГосНИИ ЭРАТ ГА. Исследования показали, что хомут поводка автомата перекоса находился на своем месте до столкновения с препятствием, что и стало причиной его схода с посадочного места. Разрушение лопастей несущего винта также произошло при ударе о землю, а не в полете.
    В связи с выводами ГосНИИ ГА, опровергающими первоначальное заключение комиссии, материалы дела были отправлены на дорасследование, которое завершилось 15.09.80. В Акте дорасследования указывается, что отказа материальной части вертолета не установлено. Анализ сарпограммы полета, метеообстановки в день происшествия, личных наблюдений членов комиссии за спецификой изменения погоды на месте происшествия, а также положение органов управления (полностью отклонены правые педали управления, правые ноги трупов пилотов полностью вытянуты), позволяет предполагать, что после отрыва, на висении, вертолет переместился влево для выбора направления взлета против ветра. Разгон скорости производился от точки, отстоящей от места катастрофы на 450 м, над гребнем кратера г. Севкатар шириной 30-40 м, с магнитным курсом около 260°. На 6-й секунде разгона, на скорости 55-60 км/ч, вертолет внезапно попал в условия сильной турбулентности, вызванной резким усилением ветра справа, орографическими особенностями вершины горы Севкатар и окружающего рельефа местности, что привело к раскачке и самопроизвольным движениям вертолета. Стесненность рельефа, скоротечность развития событий, малый запас мощности и усложнившееся управление не дали возможности экипажу избежать столкновения с внутренним склоном кратера под карнизом, имеющим превышение над точкой взлета на 25-30 м.
    Установлено, что экипаж имел допуск к работам на площадках высотой до 3 000 м, но выполнял полеты на площадку горы Севкатар, расположенную на высоте 3 195 м. Только в январе экипажем было выполнено более 10 таких полетов.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы вертолета явилось его непредвиденное попадание в условия штормовой турбулентности при взлете с высокогорной площадки со сложным рельефом.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.