Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-24Б Уральского УГА в а/п Советский
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 ноября 1989 г.
Время:  17:28
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ХМАО, близ а/п Советский
Тип ВС:  Ан-24Б
Регистрация ВС:  CCCP-46335
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Уральское УГА, Пермский ОАО
Рейс:  37577
 


Описание
    Экипаж выполнял заказной рейс по перевозке вахты нефтяников. Ухудшение метеообстановки в а/п Советский привело к задержке рейса (первый раз предполетную подготовку экипаж прошел в 10:38). Прогноз погоды по а/п Советский с 12:00 до 19:00 предусматривал: шторм, ветер неустойчивый 3 м/с, видимость 1 000 м, дымка, мокрый снег, облачность 10 баллов слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой 80 м, умеренное обледенение, верхняя граница 500 м. При поступлении данных об улучшении погоды, которая давала возможность принятия решения на вылет (фактическая погода за 12:20 – ветер 20° 1 м/с, видимость 3 км, дымка, снег, облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой 180 м), КВС принял решение на вылет в 13:15. При этом экипаж перерасчета необходимого количества топлива (2 900 кг) не произвел. Это не обеспечивало уход на выбранные запасные аэродромы Пермь и Нижневартовск.
    Взлет был произведен в 13:55 мск. Диспетчер разрешил полет на эшелоне 5 700 м. Полет проходил без отклонений. При входе в зону ВРЦ Урая экипаж по фактической погоде и двухчасовому прогнозу погоды а/д Урай выбрал его запасным, о чем доложил диспетчеру УВД Урая.
    Проведя в полном объеме предпосадочную подготовку, экипаж в 15:16, после получения фактической погоды по аэродрому за 14:50 и разрешения диспетчера, приступил к снижению. По решению КВС пилотировал второй пилот, что противоречило указаниям «Программы подготовки летного состава Ан-24» (ВНГО не менее 200 м, видимость не менее 2 000 м). В нарушение РЛЭ экипаж ПОС не включил (она была включена лишь после трехкратного срабатывания сигнализации «Обледенение» перед пролетом ДПРМ). В 15:24 на эшелоне перехода 1 200 м экипаж установил давление аэродрома 736 мм рт.ст., доложил диспетчеру и после сверки показаний высотомеров приступил к снижению до высоты круга 500 м, которую занял на удалении 17 км от ГВПП.
    Заход на посадку производился ночью в СМУ по ОСП с МК=304°. Диспетчер в нарушение НПП ГА-85 и Технологии работы не передал экипажу уточненные данные о фактической погоде, а также расположение и маркировку ГВПП.
    В 15:25:10 на приборной скорости 310-315 км/ч были выпущены шасси, затем на скорости 285 км/ч – закрылки на 15°. В это же время задатчик радиовысотмера РВ-5 был установлен на высоту 62 м. На скорости 240 км/ч закрылки довыпущены в посадочное положение (30°). В 15:26:40 КВС доложил вход в глиссаду и готовность к посадке. Вход в глиссаду на высоте 500 м произошел на удалении 10 600 м от торца ВПП. Снижение до удаления 6 000 м и высоты 250 м соответствовало схеме захода по ОСП и выполнялось с выдерживанием параметров полета по глиссаде.
    При дальнейшем снижении с высоты 250 м начала развиваться особая ситуация, когда вертикальная скорость увеличилась до 5 м/с, что, при отвлечении внимания экипажа на исправление бокового уклонения, привело к уходу самолета под глиссаду. Вследствие этого ДПРМ был пройден на высоте 120-150 м вместо 210 м. При пролете ДПРМ экипаж уменьшил вертикальную скорость снижения до 2 м/с, а затем до нуля, выполнив горизонтальную площадку длиной 1 000 м до входа в глиссаду. Затем полет продолжался по глиссаде. На высоте 130 м и ВПР 100 м в нарушение Технологии работы экипажа бортмеханик не выдал команды «Оценка» и «Высота принятия решения», а КВС на ВПР не сообщил экипажу решение. Проверяющий бортмеханик-инструктор не приял мер по исправлению допущенных проверяемым бортмехаником ошибок.
    На удалении 3 000 м, после получения от диспетчера информации об изменении метеоусловий, которые были ниже минимума Ан-24 (80х2000 м), экипаж вместо ухода на второй круг, в нарушение требований НПП ГА-85, продолжил снижение, а с высоты 75 м увеличил вертикальную скорость до 6 м/с. Ситуация перешла в аварийную. Несмотря на срабатывание задатчика радиовысотомера на высоте 62 м, экипаж снижение не прекратил. Только на высоте 35 м штурвал был резко взят на кабрирование, что привело к увеличению вертикальной перегрузки до 1,45 ед. Эти меры были запоздалыми и не могли предотвратить столкновение с деревьями через 1-2 сек. после взятия штурвала «на себя». Непосредственно перед столкновением оба двигателя были переведены на взлетный режим кем-то из членов экипажа без команды.
    Самолет столкнулся с деревьями на удалении 180 м до БПРМ правой плоскостью, что привело к ее разрушению и выключению правого двигателя с автоматическим флюгированием ВВ по ИКМ. Левый двигатель вышел на взлетный режим нормально. Асимметричная тяга и ухудшение аэродинамических характеристик поврежденной плоскости привели к развитию правого крена до 27°. Экипаж отклонением элеронов и руля направления (до упора) уменьшил крен до 12°. Однако через 2 секунды самолет резко перешел в правый крен с угловой скоростью 16°/сек. и в дальнейшем, в 15:28:47, с креном около 90° столкнулся с землей на удалении 700 м от торца ВПП и правее ее оси 250 м. Первый удар произошел правым крылом о насыпь автомобильной дороги. В дальнейшем самолет столкнулся с земляным валом с другой стороны дороги, что привело к его полному разрушению и пожару. 27 пассажиров и 5 членов экипажа погибли. 8 пассажиров тяжело ранены.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 35 27
На земле   0
Всего погибших 32


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-24Б
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-46335
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.09.1969
Заводской номер ВС 97305602
Наработка ВС (часы) 36861
Наработка ВС (циклы) 31763
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса 37577
Категория рейса Чартерный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Уральское УГА, Пермский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Пермь
Пункт назначения Советский
Начальный пункт маршрута Пермь
Конечный пункт маршрута Советский


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: катастрофа самолета Ан-24 произошла вследствие сочетания следующих факторов:
    - недостаточная подготовка экипажа к посадке в рассматриваемых условиях и неудовлетворительное взаимодействие членов экипажа, в том числе и в части распределения функций КВС и второго пилота, что привело к нарушению схемы захода на посадку и преждевременному снижению ниже ВПР в сложных метеоусловиях вне видимости наземных ориентиров.
    – нарушение экипажем минимума аэродрома посадки, установленного для данного типа ВС при заходе на посадку по ОСП, что сопровождалось интенсивным снижением с целью установить визуальный контакт с наземными ориентирами на предельно малых высотах.
    – неоднократное игнорирование КВС и вторым пилотом необходимости ухода на второй круг при достижении ВПР, получении информации диспетчера об ухудшении вертикальной видимости, а также при срабатывании на высоте 62 м задатчика радиовысотомера, что не позволило предотвратить последствия допущенных при заходе на посадку ошибок.
    – невыполнение проверяющим бортмехаником-инструктором своих обязанностей в части контроля за действиями проверяемого.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.