Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Украинского УГА близ Артёмовска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  15 июля 1990 г.
Время:  13:07
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Донецкая область, Артемовский р-н, 4 км юго-восточнее Артёмовска
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-15640
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Донецкий ОАО
 


Описание
    Пилот выполнял аэровизуальные полеты по обслуживанию ГАИ. В 12:32 пилот произвел взлет с площадки у поста ГАИ, расположенного в 4 км от г. Артемовска с целью патрулирования участка автомобильной дороги Харьков - Ростов. В 13:07, при выполнении захода на посадку на площадку вылета, имеющую превышение над уровнем моря 100 м, естественные и искусственные препятствия, возникла аварийная ситуация, перешедшая в катастрофическую, вызванная последовательным отказом правого, а затем левого двигателей. Вертолет в непосредственной близости от площадки с высоты 30-40 м с большой вертикальной скоростью столкнулся с землей и разрушился. Пилот и три служебных пассажира (инспектор ГАИ и двое общественных помощников ГАИ) погибли.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-15640
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.01.1987
Заводской номер ВС 5410111017
Наработка ВС (часы) 1949
Наработка ВС (циклы) 6512
Силовая установка 481681041Л 481681026Л


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Аэровизуальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Донецкий ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     Комиссия установила, что самопроизвольное выключение правого двигателя произошло в развороте с магнитным курсом от 300° до 40°, на высоте 90-80 м, в районе траверза площадки (на удалении 250 м). Двигатель выключен автоматом защиты свободной турбины (АЗСТ) из-за проскальзывания муфты свободного хода (МСХ) типа РВ, что подтверждается:
    - показаниями очевидцев;
    - исследованием золотников АЗСТ, которые при проверке находились в положении «сработал»;
    - исследованием МСХ типа РВ в ГосНИИ ГА, подтвердившим факт проскальзывания МСХ;
    - характером следов кольцевых надиров на корпусе камеры сгорания и поддоне кардана главного вала, который в момент удара вертолета о землю имел Мкр, соответствующий концу выбега;
    - показанием стрелки тахометра ИТЭ-2 правого двигателя, зафиксированной в момент удара в положении «0»;
    - положением РУД двигателей, соответствующем взлетному режиму.
    В дальнейшем полет выполнялся на одном работающем двигателе. КВС для сохранения оборотов несущего винта в рекомендованных пределах уменьшил поступательную скорость взятием ручки циклического шага на себя и отклонил оба РУД в крайнее верхнее положение. При выполнении правого доворота с креном 25-30° на предполагаемое место вынужденной посадки произошел отказ левого двигателя, что также произошло из-за срабатывания АЗСТ в результате проскальзывания МСХ типа РВ, что подтверждается:
    - очевидцами, услышавшими хлопок и наблюдавшими замедление вращения несущего винта;
    - срабатыванием АЗСТ левого двигателя;
    - исследованием МСХ типа РВ в ГосНИИ ГА, подтвердившим факт проскальзывания МСХ;
    характером следов кольцевых надиров на корпусе камеры сгорания и поддоне кардана главного вала, который в момент удара вертолета о землю имел Мкр, соответствующий середине выбега;
    - показанием стрелки тахометра ИТЭ-2 левого двигателя, зафиксированной в момент удара в положении «35%».
    Отказ левого двигателя произошел на высоте 50 м над пересеченной местностью (деревья, ЛЭП, железнодорожная насыпь), что исключало безопасную посадку перед собой. Посадочная площадка в этот момент находилась справа в непосредственной близости.
    Дальнейшие действия пилота (дача вперед правой педали, взятие рычага «шаг-газ» вверх до упора) для производства безопасной посадки положительных результатов не дали. Вертолет с перетяжеленным несущим винтом, практически в свободном падении с большой вертикальной скоростью (до 15 м/с) и углом снижения при ударе около 80° столкнулся с землей на границе посадочной площадки поста ГАИ.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилось последовательное самовыключение обоих двигателей в полете с интервалом 9-15 секунд. Выключение двигателей произведено автоматами защиты свободной турбины от раскрутки из-за проскальзывания муфты свободного хода (МСХ) типа РВ, которое произошло из-за наличия фреттинг-коррозионных повреждений центрирующих поверхностей сепаратора, втулки и ведущего вала. Наличие повреждений обусловлено недостаточной фреттинг-стойкостью металла указанных деталей и является конструктивным недостатком МСХ типа РВ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.