Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-24РВ Уральского УГА в а/п Ижевска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  28 января 1984 г.
Время:  18:50
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Ижевск
Тип ВС:  Ан-24РВ
Регистрация ВС:  CCCP-47310
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Уральское УГА, Ижевский ОАО
Рейс:  928
 


Описание
    Экипаж 283 летного отряда выполнял рейс №928. На борту находились 49 пассажиров, в том числе 6 детей. В 18:17 экипаж доложил диспетчеру подхода а/п Ижевск высоту 4 500 м и удаление 100 км. Диспетчер разрешил снижение до 1 800 м. На высоте 4 200 м после отключения автопилота экипаж определил свободный ход штурвала по тангажу, на который самолет не реагировал. В 18:21 КВС доложил об отказе управления рулем высоты диспетчеру. После неоднократных проверок, в 18:22, экипаж доложил, что самолет не реагирует на отклонение штурвальной колонки, и будет выполнять заход на посадку, используя триммер руля высоты. Первый заход на посадку с МК=194° по СП-68 производился с закрылками на 15° на приборной скорости 270 км/ч в пределах нормы по курсу и глиссаде. В процессе выравнивания из-за появления кабрирующего момента и раскачки самолета по тангажу, которая сопровождалась изменением вертикальной перегрузки в пределах 0,65-1,5 ед., экипаж увеличил режим работы двигателей до взлетного и ушел на второй круг.
    Второй заход на посадку выполнялся с закрылками на 15° на приборной скорости 250 км/ч. До начала выравнивания самолет находился на курсе и на глиссаде. Торец ВПП пройден на высоте около 12 м на приборной скорости 250 км/ч и с вертикальной скоростью снижения 4 м/с. Выравнивание произошло над ИВПП на режиме малого газа, при этом вновь возникла раскачка самолета по тангажу. При скорости 220 км/ч был установлен 0° по УПРТ, руль высоты за 2 секунды с 15,2° отклонился вверх до 29,7° (на кабрирование до упора). Самолет с высоты выравнивания с энергично возрастающим тангажом с вертикальной скоростью 10-12 м/с и перегрузкой 1,68 ед. взмыл на высоту 40-50 м и вследствие превышения предельных углов атаки свалился на правое крыло. При этом руль высоты за 2 секунды отклонился вниз с 29,1° до 10,2°. В процессе сваливания на скорости 170 км/ч был увеличен режим работы двигателей до взлетного, однако до удара о землю двигатели успели развить мощность только до 28 кг/см2 по ИКМ. Минимальная скорость после сваливания была 135 км/ч. Столкновение с землей с правым креном 31° произошло с МК=238° в 820 м от начала ВПП и в 74 м правее нее на скорости 180 км/ч. Самолет первоначально ударился о землю правым крылом. Произошло разрушение и обрыв правой ОЧК по 12-13 нервюрам. Самолет остановился в снегу с МК=236° на удалении 117 м правее ВПП и в 68,3 м от места первого касания. При движении по земле произошло выворачивание шасси, разрушение двигателей, мотогондол и фюзеляжа (в районах 11 и 23 шпангоутов). Носовая часть отделилась и сместилась вправо. Разброс обломков составил 89х30 м по эллипсу. Пожара не возникло. Погибли второй пилот и 3 пассажира. 33 пассажира и два члена экипажа получили ранения. 13 пассажиров и 1 член экипажа не пострадали. Катастрофа произошла в 18:50.
    Фактическая погода: тихо, видимость 3 500 м, дым, ясно, температура воздуха минус 16,9°С, давление 775,9 мм рт.ст.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 1
Пассажиры 49 3
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП отказ техники, ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-24РВ
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-47310
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 20.05.1975
Заводской номер ВС 57310401
Наработка ВС (часы) 17032
Наработка ВС (циклы) 11166
Силовая установка Н4312079 Н42222050


Сведения о рейсе

Номер рейса 928
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Уральское УГА, Ижевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Куйбышев
Пункт назначения Ижевск
Начальный пункт маршрута Куйбышев
Конечный пункт маршрута Ижевск


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     В результате изучения технического состояния элементов конструкции самолета установлено, что вследствие самопроизвольного отворачивания гайки и выпадания болта из соединения вертикальной тяги двуплечей качалкой верхнего узла управления на шпангоуте №7 произошло полное рассоединение проводки управления рулем высоты. Отворачивание гайки произошло из-за отсутствия в соединении контровочного шплинта.
    На элементах болтового соединения отсутствуют признаки перетирания или разрушения шплинта. Опыт эксплуатации показывает, что соединение проводки системы управления не подвержено нагрузкам, приводящих к разрушению шплинтов.
    Шплинтовое отверстие болта полностью заполнено застаревшей смазкой. Ее попадание в отверстие при установленном шплинте при эксплуатации практически невозможно. Свежая смазка, нанесенная на соединение, отличается от этой смазки. Это доказывает, что при ремонте в процессе эксплуатации на АТБ Ижевского ОАО разборка этих соединений не производилась (и не предусмотрена).
    Полная разборка проводки систем управления проводилась на заводе №403 ГА. Ремонт на этом предприятии производится на недостаточно высоком уровне. Систематически допускается некачественный монтаж соединений элементов системы управления. При проверке парка самолетов Ан-24 были выявлены другие случаи неустановки шплинтов.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы:
    Отказ системы управления рулем высоты произошел из-за рассоединения тяги 763 АН-3-14/1249 1374 с качалкой 24-5108-20-3 в результате самопроизвольного отворачивания гайки их болтового соединения и последующего выпадания болта. Гайка отвернулась под действием вибрационных нагрузок из-за неустановки контровочного шплинта, предусмотренного технической документацией, при выполнении капитального ремонта на заводе №403.
    В Ижевском АТБ из-за низкого качества выполнения регламентных работ по осмотру проводки системы управления по форме №6 (17 января) не были выявлены дефекты болтовых соединений верхнего узла качалок на шпангоуте №7, в том числе отсутствие шплинта болтового соединения вертикальной тяги с качалкой управления рулем высоты.
    Заключение: Причиной катастрофы является отказ системы управления рулем высоты в результате полного рассоединения проводки управления.
    Рассоединение проводки произошло из-за некачественно проведенного монтажа на заводе №403 и некачественно выполненных регламентных работ в АТБ Ижевского ОАО.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.