Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Бугурусланского ЛУ ГА близ а/д Завьяловка
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 января 1983 г.
Время:  14:10
Страна:  СССР
Место происшествия:  Оренбургская область, Бугурусланский район, близ н.п. Поникла
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-02483
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Бугурусланское ЛУ ГА
 


Описание
    Экипаж в составе КВС, пилота-инструктора Бугурусланского ЛУ ГА, и обучаемого курсанта (второго пилота) выполнял учебный полет по приборам с использованием РТС в пилотажной зоне №4. Еще два курсанта находились на борту с целью обзора воздушного пространства со стороны закрытой кабины и наблюдения за процессом обучения и выполнения полета.
    Прогноз погоды по аэроузлу Бугуруслан с 9 до 15 часов предусматривал: полет в ложбине, ветер 200° 9 м/с, порывы 16 м/с, видимость 3000 м, дымка, снег, метель, облачность 10 баллов сл.-куч., раз.-дожд. 300 м, сильное обледенение в облаках; с 12 до 18 часов (штормовое оповещение): полет в зоне теплого фронта, ветер 200° 13 м/с, порывы 18 м/с, видимость 1000 м, снег, метель, облачность 10 баллов сл.-дожд., раз.-дожд. 250 м, в облаках сильное обледенение, временно (с 12 до 14 часов) видимость 3000 м, снег метель.
    Взлет произведен в 11:32 с а/д Завьяловка. В момент взлета фактическая погода соответствовала минимуму КВС и была не хуже установленной КУЛП Ан-2 1979 г для выполнения учебных полетов в зону по приборам.
    В 11:42 экипаж доложил о занятии высоты 700 м в зоне и о начале выполнения задания. В 12:05 экипаж доложил: «Задание закончили, разрешите снижение, подход». Руководитель полетов (РП) дал указание: «300 доложите». Экипаж дал подтверждение. При этом ИПП аэродрома Завьяловка предусматривает подход к аэродрому на высоте не ниже 700 м, снижение до 300 м, полет по кругу по схеме. РП порядок снижения и подхода к аэродрому не указал.
    В 12:08 экипаж доложил занятие высоты 300 м, не указав места самолета. РП разрешил подход на высоте 300 м, предупредив экипаж об ограниченной видимости, но не указав ее значение. В 12:09 экипаж дал подтверждение, а в 12:10:15 на вызов не ответил.
    В 12:46 самолет обнаружен в 3750 м северо-восточнее н.п. Поникла разрушенным и частично сгоревшим на ровном заснеженном пахотном поле, засеянным озимыми культурами. Экипаж погиб.
    Фактическая погода а/д Завьяловка за 12:02 – видимость 3-4 км; за 12:06 – облачность 600 м, видимость 3-4 км; за 12:32 – общая метель, видимость 2 км. Штормовое предупреждение диспетчеру а/д Завьялово не передавалось.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП причины неизвестны
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-02483
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 11.09.1970
Заводской номер ВС 1G119-26
Наработка ВС (часы) 4401
Наработка ВС (циклы) 15630
Силовая установка К 15161138


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Бугурусланское ЛУ ГА
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Завьяловка
Пункт назначения Завьяловка
Начальный пункт маршрута Завьяловка
Конечный пункт маршрута Завьяловка


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Установить действия экипажа в процессе возникновения и развития аварийной ситуации не представилось возможным в связи с уничтожением ленты барограммы при пожаре и отсутствию очевидцев. От момента начала снижения с высоты 700 м и до доклада высоты 300 м прошло 3 минуты. Следовательно, снижение происходило с нормальной вертикальной скоростью и по спиралеобразной траектории, так как самолет не вышел за пределы пилотажной зоны. Полет выполнялся при температуре -5°С с открытыми на 5 см створками капота. В таких условиях возможно интенсивное понижение теплового режима двигателя до значений температуры головки цилиндров ниже допустимых РЛЭ. Указатель температуры головки цилиндров 2ТЦТ-47 зафиксировал в момент удара о землю температуру 100°С. В таких условиях, при энергичном перемещении рычага нормального газа вперед для перехода в режим горизонтального полета возможен отказ двигателя. Снижение самолета с высоты 300 м происходило с разворотом на 180°, что соответствовало направлению против ветра и предполагало решение экипажа о производстве вынужденной посадки вне аэродрома.
    По результатам исследования двигателя на АРЗ №243 комиссия не исключает возможным возникновение аварийной ситуации по причине переохлаждения экипажем двигателя ниже допустимых по РЛЭ температур в режиме снижения с последующим форсированием охлажденного двигателя для занятия заданной высоты 300 м, вызвавшего неустойчивую работу двигателя в этот момент, связанную с нарушением процессов смесеобразования и горения в цилиндрах.
    Комиссией установлено:
    - КВС-инструктор самостоятельный полет с курсантом в зимний период выполнял впервые;
    - присвоенный ему при допуске к инструкторской работе минимум (300х3000) на протяжении летной работы в реальных условиях не подтверждал;
    - за период летной работы тренировки в облаках не имел;
    - второй пилот выполнял полет после длительного перерыва, а в зимних условиях – впервые;
    - наблюдения за фактической погодой на а/д Завьяловка специалистами АМСГ не проводились.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: на возникновение и развитие аварийной ситуации повлияли:
    1) нарушение экипажем РЛЭ в части эксплуатации двигателя при низких температурах наружного воздуха, приведших к переохлаждению двигателя на снижении и возможному отказу двигателя при резкой даче газа для перевода самолета в горизонтальный полет.
    2) недостаточный опыт КВС в условиях зимнего периода.
    3) отсутствие навыков в зимних условиях и перерыв в полетах второго пилота.
    4) нарушение командно-летным составом установленных требований по подтверждению присвоенного минимума погоды.
    5) нарушение руководителем полетов ИПП аэродрома в части указания производить подход на высоте не ниже 700 м.
    Заключение: Истинную причину катастрофы установить не представилось возможным. Наиболее вероятной причиной катастрофы явился отказ силовой установки ввиду нарушения экипажем РЛЭ Ан-2 и ошибочных действий при вынужденной посадке.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.