Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Грузинского УГА в Гегечкорском районе
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 сентября 1988 г.
Время:  12:03
Страна:  СССР
Место происшествия:  Грузинская ССР, Гегечкорский район, 7 км севернее н.п. Хунци
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-20992
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское УГА, Кутаисский ОАО
 


Описание
    С 9 сентября пилот 4 летного отряда Кутаисского ОАО выполнял АХР по опрыскиванию кукурузы с оперативной точки Гегечкори в Ведиднарском чайном совхозе. 13 сентября по плану предстояло выполнение полетов в колхозе им. М. Цхакая села Хунци с той же оперативной точки. В связи с поступившим в 09:40 запретом на выполнение полетов до 11:30 пилот полеты прекратил. В период прекращения полетов старший агроном колхоза неоднократно просила КВС выполнить полет для осмотра участков, подлежащих обработке, и представила заявку на полет.
    В 12:00 мск КВС произвел взлет с агрономом на борту, с соблюдением требований п. 5.1.16 Руководства по АХР ГА СССР-84. Взлет произведен с целью выхода на связь с диспетчером УВД, получения прогноза погоды и облета участков, осмотр которых с земли был невозможен.
    Фактическая погода в момент взлета была: ясно, видимость 10 км, ветер 5-7 м/с. Взлетная масса и центровка вертолета не выходили за установленные нормы. После взлета, в процессе набора высоты и следования к месту облета, КВС дважды пытался выйти на связь с диспетчером УВД а/п Кутаиси. Через 3 минуты полета пилот приступил к осмотру участков. При полете на высоте 50-70 м над пролетаемой местностью на скорости 90-110 км/ч, с незначительным снижением (1-1,5 м/с) в сторону понижения рельефа местности, вертолет вошел в ущелье речки Ногела, где располагался очередной участок, подлежащий осмотру. Опоры проводов ЛЭП-500 по направлению полета пилот не видел. После выхода из разворота, при сложной ветровой обстановке в ущелье, вертолет на высоте 60-70 м попал в нисходящий поток, при этом вертикальная скорость снижения увеличилась до 5-7 м/с. КВС принял решение продолжать снижение с увеличением режима работы двигателей, однако внезапно, непосредственно перед собой на высоте 10-15 м увидел провода ЛЭП на уровне полета и предпринял попытку избежать столкновения уходом ниже проводов. Скоротечность развития аварийной обстановки, отсутствие визуального контакта с препятствиями на достаточном расстоянии не позволили пилоту предотвратить столкновение с проводами ЛЭП на высоте 40-45 м на скорости 90-110 км/ч. В результате вертолет получил повреждение несущей системы и потерял управляемость. Падая, через 60 м от ЛЭП он задел лопастями несущих винтов за дерево высотой 8 м, затем с большой вертикальной скоростью приземлился на шасси на кукурузном поле, отделился с разворотом на 180°, опрокинулся на правый борт и разрушился. Пожара не было. Агроном погибла, пилот получил тяжелые травмы. Разброс обломков составил 70 м. Повреждены два провода ЛЭП. Катастрофа произошла в 7 км севернее н.п. Хунци Гегечкорского р-на Грузинской ССР.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 0
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-20992
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.04.1986
Заводской номер ВС 529727046
Наработка ВС (часы) 789
Наработка ВС (циклы) 6225
Силовая установка 481661187 481652110


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское УГА, Кутаисский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: организация и подготовка данного полета проведены неудовлетворительно, с нарушением требований регламентирующих документов МГА со стороны пилота, командно-руководящего и командно-летного составов и отдела ПАНХ авиапредприятия, что оказало отрицательное влияние на исход полета. Недооценка пилотом метеообстановки и орографии местности, отсутствие информации о наличии искусственных препятствий и его запоздалые действия являются причинами возникновения аварийной ситуации. Отрицательное влияние также оказало невыполнение заказчиком требований документов по организации АХР. Расположение опор ЛЭП на вершинах гор с провисанием проводов, не имеющих маркировки, на фоне поросшего деревьями склона также оказало отрицательное влияние на исход полета.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы является неудовлетворительная организация и обеспечение полетов при выполнении АХР в Кутаисском ОАО и ошибки пилота в технике пилотирования при попадании в условия интенсивной атмосферной турбулентности в горной местности.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.