Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Коми УГА в Корткеросском районе Коми АССР
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 августа 1988 г.
Время:  23:34
Страна:  СССР
Место происшествия:  Коми АССР, Корткеросский район, 18 км западнее села Мартиры
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-14064
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Коми УГА, Сыктывкарский ОАО
 


Описание
    В 19:38 мск диспетчер ПДСУ запросил у экипажа вертолета Ми-2 №14064 3 ЛО Сыктывкарского ОАО, заканчивавшего выполнение санзадания по маршруту Жешарт - Сыктывкар, о возможности выполнения санзадания по маршруту Сыктывкар - Усть-Нем - Усть-Кулом - Сыктывкар. Получив утвердительный ответ, диспетчер дал команду готовиться к полету.
    В 20:33, после уточнения с санавиацией задания, командир вертолета через диспетчера ПДСУ доложил, что подготовку к полету произвел в полном объеме и запросил разрешение на вылет без захода в АДП. Фактически установлено, что КВС метеообстановку по маршруту и аэродромам вылета, назначения и запасным аэродромам не изучал и не анализировал, штурманского расчета не произвел. После получения разрешения диспетчера на запуск двигателя КВС по радиосвязи получил от диспетчера руления прогнозы погоды по маршруту и пунктам посадки, которые не соответствовали его личному минимуму (450х4000 м), однако решения на вылет не пересмотрел. Диспетчеры УВД, руководствуясь установленным НПП ГА-85 для выполнения срочных санзаданий ночью минимумом 300х4000 м и не зная личного минимума КВС, дали разрешение на полет до Усть-Нема на высоте 600 м по минимальному приведенному давлению 762 мм рт.ст.
    Экипаж вылетел из а/п Сыктывкар в Усть-Нем, затем в Усть-Кулом, где в 22:42 произвел посадку. После предполетной подготовки КВС получил информацию о запрете вылета в Сыктывкар по метеоусловиям (с 22 часов 26 августа до 4 часов 27 августа ожидался туман, видимость 400 м, с 22 часов до 6 часов - фронтальная гроза с видимостью 2000 м).
    КВС связался по телефону сначала с диспетчером, затем с руководителем полетов а/п Сыктывкар. После консультации с АМСГ было решено не изменять выданный прогноз погоды, исходя из сложной синоптической обстановки. Несмотря на это, руководитель полетов, руководствуясь данными об отмене штормового предупреждения за 22:45, фактической погодой а/п Сыктывкар за 22:50 (видимость 4000 м, высота облачности 800 м), прогнозом на посадку на последующие 2 часа, не предусматривающим изменение погодных условий, а также информацией командира вертолета о хорошей погоде на маршруте и необходимостью дальнейшего дежурства по санзаданиям на а/д Сыктывкар, дал согласие на прием вертолета. Получив подтверждение от руководителя полетов а/п Сыктывкар о разрешении полета, ст. диспетчер а/п Усть-Кулом дал разрешение на вылет.
    Взлет на Сыктывкар экипаж произвел в 22:53. Сразу после набора высоты 600 м ст. диспетчер а/п Усть-Кулом передал борт под управление диспетчера Сыктывкарского РЦ ЕС УВД. После установления связи с последним, по его запросу, экипаж передал, что видимость составляет 4 км и что гроза отсутствует. Через 5 минут, в 23:33, на вызовы диспетчера борт не ответил.
    Организованными поисками вертолет обнаружен на следующий день (в 10:09 мск) в
    68 км с А=79° от а/п Сыктывкар (18 км западнее н.п. Мартиты) разрушенным и сгоревшим. КВС и бортмеханик погибли. Вертолет находился в лесу. Разброс обломков составлял 51,5 м. Катастрофа произошла в 23:34 мск.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП причины неизвестны
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-14064
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.03.1988
Заводской номер ВС 5410543038
Наработка ВС (часы) 284
Наработка ВС (циклы) 525
Силовая установка 481674171 481674184


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Коми УГА, Сыктывкарский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Усть-Кулом
Пункт назначения Сыктывкар
Начальный пункт маршрута Усть-Нера
Конечный пункт маршрута Сыктывкар


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     Предположительно, аварийная обстановка развивалась следующим образом: в 23:28 вертолет вошел под облачную систему с умеренными осадками. КВС выполнил отворот от ЛЗП в сторону характерных ориентиров (населенных пунктов вдоль реки Вычегда) с целью обхода зоны осадков или с целью возврата. Полет проходил в условиях полной темноты, при этом КВС имел малый опыт ночных полетов. На последнем этапе полета вертолет был практически неуправляем, что привело к снижению с правым креном, с большими вертикальной и горизонтальной скоростями. Вертолет столкнулся с деревьями в лесистой местности (высота деревьев 10 м). Характер повреждений вертолета и следов на местности указывает на неуправляемый характер последней стадии полета, что в данном случае объяснимо только отсутствием управляющих воздействий со стороны пилота.
Описание выявленных причин АП     Первый состав комиссии сделал заключение о том, что, наиболее вероятно, КВС потерял работоспособность в результате имевшейся у него ишемической болезни сердца, протекавшей до этого бессимптомно и не выявленной ВЛЭК. С данным заключением не согласился Госавианадзор СССР, который заявил, что комиссия всю свою деятельность посвятила поиску подтверждения этой версии, не уделяя внимания другим вероятным причинам АП. По требованию Госавианадзора СССР новым составом комиссии проведено дорасследование катастрофы.
    По заключению второй комиссии, отказов авиационной техники не было, опасных метеоявлении в районе полета вертолета не было и метеоусловия непосредственного влияния на создание катастрофической ситуации оказать не могли. В то же время выпадение дождя (ухудшение видимости), сплошная облачность выше высоты полета могли вызвать затруднение пилотирования по линии естественного горизонта. В момент удара КВС находился в активной рабочей позе и воздействовал на органы управления, согласно заключению Бюро Главной судмедэкспертизы Минздрава РСФСР. Признаков ишемической болезни сердца у него не выявлено. В то же время возможность внезапного ухудшения здоровья пилота вследствие, например переутомления, воздействия стрессовой ситуации и т.п., категорически нельзя исключить.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: истинная причина катастрофы вертолета не установлена. Наиболее вероятной причиной катастрофы могло быть возникновение стрессовой ситуации из-за малого опыта полетов ночью при попадании в усложнившиеся условия полета ночью под сплошной облачностью, вследствие чего КВС не справился с пилотированием вертолета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.